Глобализация информационных процессов

Первой стадией генезиса информационных систем является зарождение разнородных по тематике, технологии и средствам хранения информации узлов, которые, группируясь по принципу объединения ради объединения, или определенному корпоративному критерию, насыщаются возможно большим количеством информации.

Потребность в увеличении охватываемых областей заставляет создавать межсетевые структуры, которые развиваются до степени наполнения, характерной для нее и, далее, снова объединяются, теперь уже в глобальные, межнациональные и интертематические системы.

Появление всеохватных сетей завершает стадию структурного интегрирования, которая теперь уже развивается по принципу насыщения, но качественно иными информационными объемами. Любая попытка ограничения или искусственной структуризации подобного образования входит в противоречие с изначально заложенными принципами свободной циркуляции информационных потоков и не работает на практическом уровне.

Структурирование, отчасти, носит национальный или тематический характер. Однако, в силу того, что физические расстояния не корригируются с «расстоянием» внутри глобальных сетей и само это понятие имеет для них совершенно иной смысл, можно говорить не о геоструктуре сети (то есть расположением узлов в определенной географической точке планеты), а о совершенно ином принципе организации.

Нынешняя стадия развития глобальных коммуникаций имеет тематический, кластерный характер, унаследованный от тех разнородных информационных ресурсов, которые стали его составной часть, однако, по мере развития всемирного кибернетического пространства, границы между отдельными информационными блоками размываются, и процесс этот должен протекать – во всяком случае, с теоретической точки зрения – до полного их исчезновения.

Киберпространство неизбежно придет к равномерной структуре с невероятно сложным устройством, в котором станут играть определяющую роль иные – возможно общечеловеческие или иные, присущие только ей, принципы организации. Насыщение сети в этот момент идет лавинообразно и революционно, и качественно новый уровень можно выявить, сравнивая динамику формирования предыдущих стадий, хотя процесс этот практически непредсказуем как с функциональной, так и количественной точек зрения.

Таким образом, суммируя сказанное сформулируем принципы феномена самоорганизации глобальных сетей, а, по существу, общие принципы процесса глобализации информационных коммуникативных систем:

  • спонтанное наращение «массы» узлов и линий их связи;
  • увеличение форм, видов и направлений информационных потоков и баз данных;
  • селекция потоков по различным критериям (тематика, национальная принадлежность, виды информации и т.п.) и выделение «зон интересов», более или менее однородных кластеров и конгломератов информационных ресурсов;
  • объединение информационных ресурсов в системы и метасистемы (системы систем), возникновение однородных каналов;
  • структуризация и систематизация каналов по иерархическим и иным принципам;
  • межканальная корреляция, упорядочивание информационных потоков и следующий «межсистемный» период накопления информации;
  • появление общей структуры.

Весьма характерно, что данная схема работает не только на уровне общего информационного пространства, то есть всей глобальной коммуникации в целом, но и на уровне отдельных ее составляющих, таких как телевидение, которое процесс глобализации сегодня изменяет коренным образом.

Массовая коммуникация, в отличии от глобальных информационно-компьютерных систем, жестко ограничена в обеспечении доступа потребителя к информационным ресурсам, в силу специфики одностороннего информационного канала, который передает контент по принципам однонаправленного программирования (тематического, жанрового, временного и т.д.).

Фактически, с появлением эффективных способов передачи, накопления и хранения информации, доступных индивидуальному потребителю носителей и средств их тиражирования, начался процесс приближения телевидения к значительно более совершенной коммуникативной схеме нового уровня.

Появление видеотехники, видеобиблиотек, кабельных систем, увеличение числа эфирных каналов сделало телевидение столь полиморфной и развитой коммуникативной системой, что это не замедлило сказаться на усилении его социальной роли. Еще одним шагом по направлению к увеличению доступности для аудитории информационного пространства стало появление спутниковых систем, охватывающих еще больший объем телевизионного вещания.

Теоретики предсказывали, что, по мере увеличения доступности спутниковых систем распространения телевизионного сигнала, весь мир будет окутан паутиной глобального телевизионного вещания, что как никогда приблизит зрителя к системному восприятию действительности через «телевизионное окно».

Крайне важна здесь и тенденция к обеспечению потребителя «индивидуальной» информацией, стремление к более четкой адресации доставки сообщения, учет индивидуальных потребностей и предпочтений отдельных потребителей. Как отмечает известный социолог и исследователь массовой коммуникации Е. Дугин, в основе развития техники телевидения «лежат потребности общества, интересы людей».

Организация информационных потоков и средств их обеспечения, по его мнению, обусловлена «лично мотивированной, инициативной потребностью людей», которые, собственно, и осуществляют выбор того, что именно необходимо увидеть, что дает возможность удовлетворения личных информационных и культурных потребностей.

Появляется информационная индустрия, наращивающая «мышечную массу» в соответствии с социальной востребованностью информационного разнообразия.

В США, где кабельные сети получили максимальное распространение, с 1955 года, когда начался этот процесс, до 1995 года годовой доход кабельных сетей вырос с 20 до 20962 млн долларов в год и охватил аудиторию в 47 миллионов семей. Столь же динамично развиваются и спутниковые системы, зона вещания которых сегодня распространяется, практически, на весь Европейский и Американский и большую часть других континентов.

В Европе по числу зрителей спутниковых каналов лидирует Германия (12 млн), Голландия (10 млн) и Бельгия (7 млн)25, все большее проникновение спутниковых систем характерно и для России, где сегодня доступны к приему, практически, все спутниковые программы, ориентированные на европейского зрителя.

Однако, ни спутниковое телевидение, ни сколь угодно разветвленные кабельные сети, не реализуют в полной мере того, что можно было бы назвать неограниченным доступом к информации. Аудитория структурируется по индивидуальным признакам, считают исследователи, «люди с одинаковыми социально-демографическими характеристиками не только предпочитают зачастую близкие типы программ, но и обнаруживают сходство в отношении к ним».

Традиционная массовая информация дискретна (циклична, ритмизирована, связана с периодичностью, тематической организацией и программным принципом построения), что само по себе сужает возможность неограниченного к ней доступа.

Неограниченность может быть реализована только на принципе непрерывности и нелинейности информационного потока (в чисто коммуникативном смысле, без учета социальных факторов), но это противоречит самой сути массовой информации, как социального механизма определенного коммуникативного типа. Поэтому разрешение дилеммы требует иного, надсистемного уровня реализации.

Интересно
Большинство спутниковых каналов организовано по тематическому характеру, где доступ к определенного типа контенту носит, практически, непрерывный характер. Канал CNN круглосуточно освещает новости, MTV – музыку и музыкальную информацию, 31 цифровых канала НТВ-Плюс – художественное кино, события в мире моды, музыку, спортивные состязания и комментарии и детские развлекательные и познавательные программы.

Тематика спутниковых каналов столь обширна, что в системном отношении они вплотную подходят к решению проблемы свободного доступа. Однако, здесь выходит на первый план вопрос не о тематике, что есть первом уровне решения проблемы, а о конкретном содержании вплоть до определенного произведения. Линейный поток, организованный вне учета интересов отдельного потребителя, работает не с индивидуумом на уровне личности, а с аудиторной группой, то есть имеет статистический характер.

Исследования Комитета по изучению Панъевропейской теле- аудитории (ПЕТАР), определяя количественный и социально-демографический состав потенциальной аудитории спутниковых каналов установили, что в 1989 г. половину зрителей СТВ составляли женщины, треть мужчины и 16 процентов – дети.

Соответственно, и содержание, ориентированных на определенную аудиторную группу, каналов строится с учетом ее предпочтений, условно игнорируя наличие иных группы. Налицо довольно жесткий тематический принцип, требующий, для обеспечения максимального охвата аудитории, создания большего числа каналов. При этом выбор канала остается за потребителем, а наполнение его – за студией спутникового или кабельного ТВ.

Паллиативно, в условиях невозможности создания бесчисленного числа спутниковых каналов, они объединяются с кабельными сетями, в которых интегрируется вещание значительно большего объема, нежели это доступно в других условиях. 50-100 телевизионных каналов, среди которых есть и общенациональные и тематические, доставляемые по единому кабелю – прообраз будущих глобальных вещательных систем.

Отличие лишь в том, что у абонента, который реализует право выбора интересующего его телевизионного канала, отсутствует возможность отбора конкретного его содержания. Он связан структурой программы и вынужден отбирать не то, что действительно хочет увидеть в данный момент, а то, что к желаемому приближается.

Развитие таких систем как «видео по запросу» (Video on Demand, VOD), о реальности которых уже можно говорить на уровне конкретных технических разработок, есть следующий шаг в увеличении свободы доступа к содержанию и естественное следствие процессов структурной глобализации телевидения. Реализуемый на базе компьютерной техники, видеосерверов, сетевых технологий, этот вид информационного взаимодействия вещателя с аудиторией являет собой системный прорыв телевидения в будущее и, как перспектива, он органично вписывается в рассматриваемые нами тенденции развития глобальных информационных систем.

Интересно
Медиасерверы, организующие информационные потоки аудиовизуального характера, развиваются по принципам самоорганизации, следуя, ей, по мере возникновения соответствующих технологий. Так, если первоначальные, локальные сети, в которых циркулировало оцифрованное видео, имели четкую корпоративную принадлежность, то по мере накопления количества таких сетей, началась межсистемная их интеграция с обобществлением или, во всяком случае, обменом видеоданными.

Если сохранится динамика сегодняшних тенденций, то банки видеоданных органично войдут в ткань общемирового кибернетического пространства, став его неотъемлемой составляющей, и тем самым еще более усложняя его структуру и повышая функциональность. Это уже сегодня привносит весьма ощутимые ожидания в области не только телевизионной техники и системы мирового телевидения, но и в саму концепцию телевидения, как одного из социальных институтов и средств массовой коммуникации.

Обогащаясь за счет новых технологий принципиально новыми средствами создания и доставки информации и, не смотря на ограничения технологического и экономического порядка, телевидение совершает объективный переход по пути системного совершенствования на иную ступень коммуникативного пространства. Оно динамически существует в динамическом мире, развиваясь в гармонии с ним и отвечая на все более требовательные запросы цивилизации, системно решает те насущные проблемы информационной эпохи, которые уже сейчас определяют каким станет человечество дня завтрашнего.

Возможность решения проблем технологического, корпоративного, коммерческого и языкового порядков, характерных для сегодняшнего периода развития мировой информационной системы обуславливается не только экономикой, но и рядом социальных факторов, таких, как информационная неадаптивность общества. Отставание от всеобщей интеграции отдельных, наименее развитых в области коммуникации стран (Россия, к сожалению, входит в их число) – неизбежное следствие раннего периода информационной эпохи, когда информационные системы последовательно изменяют социальную, культурную и психологическую обстановку в огромных масштабах.

Развитие глобальной коммуникации даже на нынешнем этапе преодолевает эти барьеры весьма успешно. Дальнейшая динамика интеграци-онных и глобализационных процессов, по мере возрастания общественных ожиданий, будет большими темпами нарастать и в России, так как обусловлена насущными социальными и экономическими потребностями общества в целом

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)