Регулируемость информационных каналов

В этой связи принципиальный смысл имеет вопрос о регулируемости информационных потоков, циркулирующих в том или ином канале и их совокупности. Кто регулирует, регулирует ли вообще, в какой степени, с какой целью, с каким эффектом содержание, воздействие и интенсивность информационных потоков?

Вполне очевидно, что в для информационного общества, зависящего от коммуникации в неизмеримо большей степени, нежели когда бы то ни было, это не праздный вопрос теоретического свойства, а вполне определенный и весьма значимый фактор информационного процесса, имеющий особое социальное значение в условиях возрастания степени влияния средств информации на социальные процессы.

Журналистика, становящаяся во все большей степени действенным орудием политической борьбы в условиях социальных потрясений, реально существует на определенном политическом и коммуникативном пространстве, где все явственнее происходит разделение по принадлежностям не только того, что передается посредством информационного канала (контента), но и самих этих каналов.

Жесткая регуляция в области средств массовой информации – как признак тоталитарного общества в условиях рыночных и демократических социальных механизмов не только не снижается, но и приобретает новые, теперь уже экономические механизмы.

Информационные империи, например Руперта Мердока (или, если угодно, банковской группы МОСТ), организуют столь полифоническое, полиморфное и разветвленное влияние на общество, что общество вправе задуматься над тем к чему, в конечном итоге, приведет подобная регуляция коммуникативных каналов.

«В нашей стране, совершающей переход от командно-регулируемой к свободной экономике, – пишет академик В. Егоров, размышляя о нынешней системе телевидения, – в интересах национальной безопасности нельзя отдавать телевидение стихии рынка, потому что вещание – это не только производство определенных ценностей в виде фильмов и программ, но и культурно-политический фактор».

Вполне отчетливо в России появляются признаки создания информационных гигантов, таких как Мост-Медиа, концентрирующих в себе электронные СМИ, печать и рекламу, влияние их усиливается в прогрессивном темпе и влияние это, все в большей степени, приобретает политическую окраску.

На фоне реализации потребностей общества в объективной информации проявляются тенденции, знакомые нам из западных теорий, жесточайшего манипулирования общественным сознанием. Наполнение информационных каналов все явственнее уходит от общепринятых принципов беспристрастности, свободного потока информации и все ближе подводит нас к прежнему, тоталитарному стилю общения с аудиторией.

«Информационный бизнес нельзя ставить вровень с любым другим, это особая сфера, – считает М.Полторанин, авторитетнейший в области СМИ политик, – Хотя бы по тому, что она обладает особыми правами и льготами, она должна обладать и определенными обязательствами…В конце концов это информационная безопасность страны».

Право на информацию, реализуемое в рамках целостной системы средств массовой коммуникации едва ли достижимо в условиях жесткого монополизма на информационную деятельность двух-трех наиболее финансово мощных групп и поэтому вопрос о регулировании явно перерастает в самостоятельную проблему познания сути процессов, происходящих в обществе под влиянием СМИ.

Газеты и радио, телеканалы и отдельные программы в нынешних условиях российской действительности, как правило, замкнуты на жесткую зависимость от финансовых средств и функция «обслуживая» социальных потребностей общества явно отходит на второй план по отношению к функции «обслуживая» владельца.

Интересно
«В процессе распада системы централизованного государственного управления телевидением в нашей стране вместо партийного монополизма в тоталитарный период стала ощущаться угроза другого монополизма – всевластия отдельных финансовых структур, – отмечает В.В. Егоров, – От того, что один исторически обреченный монополизм в области СМИ заменяется другим, ожившим в рыночных экономических условиях, не уменьшается отчужденность телевидения от общества».

В законе о СМИ такого понятия, как владелец юридически не предусмотрено – там речь идет об учредителе, а в законе об акционерных обществах ни слова не сказано о специфике имущественных прав в ситуации владения СМИ. Каковы права того, кто фактически содержит сегодня телевидение, какова степень допустимого воздействия на него – это самый запутанный вопрос последнего десятилетия.

«Нужны изменения в законе, – считает профессор Я. Засурский, ректор факультета журналистики МГУ, – четкое определение роли издателя-владельца и его соотношения с редактором, а в законе об акционерном обществе четко оговорить специфику собственности на СМИ».

Впрочем, эта ситуация к которой российские СМИ подошли только в последнее десятилетие, определяет коммуникационное пространство Западных стран с начала века. Споры относительно регулируемости массово-информационных каналов в США – один из принципиальных вопросов существования демократической прессы.

Интересно
Так, газетно-журнальный бизнес в США (около 11000 журналов и газет) контролируется наполовину 20 крупнейшими концернами, такими как «Тайм инкорпорейтед», «Херст корпорейшн», «CBS inc.» и т.д., а половина телевизионного и радиовещания с существенным влиянием на оставшуюся часть – тремя студиями ABC, CBS и NBC, получающими до 10 миллиардов долларов прибыли в год. Из 9000 радиостанций 8000 действуют на коммерческой основе, обес-печивая полный до 97 процентов охват американской аудитории.

Государственное регулирование в этом вопросе по существу малоэффективно, поскольку фактическое влияние корпораций выходит за рамки имущественного владения и определяется не только количеством телевизионных и радиостанций, но и другими характеристиками – мощностью передающих станций, количеством производимой продукции и т.д.

По свидетельству видного американского исследователя средств массовой коммуникации Б. Багдикяна «введенные в 1982 году законы в отношении средств коммуникаций позволяют одной корпорации владеть не более чем семью радио-станциями, но, приобретая крупные станции, эти корпорации смогли получить доступ к аудитории намного большей, чем средняя аудитория 8000 коммерческих радиостанций».

Впрочем, монопольно владея большинством информационных ресурсов, газетно-журнальные магнаты и телевизионные короли как правило отдают себе отчет в том, что продавать нужно «качественный товар», иначе теряется главное – доверие к «продавцу», отток потребителя. Качество информации определяется в первую очередь ее достоверностью. Принцип крупнейшего мирового производителя новостей CNN – достоверная, беспристрастная информация отовсюду и принцип это выдерживается неукоснительно.

Подобный цивилизованный подход есть производное от общей социальной обстановки и мировоззрения, основанного на общечеловеческих принципах, понимании сущности свободы и демократии, которых не существует в России, так как не успело сформироваться мышление нового общества.

К сожалению, нынешние российские условия таковы, что степень влияния на общество для владельцев средств массовой информации находится по отношению к истине, зачастую, в жестком приоритете.

«Нигде в мире выборы не имеют «судьбоносный» характер – с перспективой смены общественного строя», как отметил Г. Кузнецов, и, в силу этого, телевидение охотно используются политиками в качестве действенного орудия «быстрого реагирования», особенно в периоды социальных кризисов и реальных политических процессов (выборные компании, экономический кризис и т.п.). 

«Благодаря взаимодействию политика и журналиста, появился новый тип телевещателя, – считает В.В. Егоров, – обладающий большим влиянием, порой и политической властью, что нередко склоняет его к использованию новых преимуществ его телепрофессии в своих интересах».

Ситуация принципиально меняется с началом интеграции средств массовой коммуникации в глобальное информационное пространство. Информация циркулирующая во всемирной компьютерной сети неоднократно подвергалась попыткам регулирования со стороны правительств и транснациональных корпораций, обслуживающих сетевые технологии. Однако, они не увенчались успехом в связи с целым рядом факторов морального, социального и, главным образом, технологического характера.

Суть глобальных коммуникаций такова, что информация не может быть подвержена сколь-нибудь действенному селективному отбору и управление информационными потоками в отношении нее, носит сугубо технологический, а никак не социальный и политический характер.

По сути говоря, нынешняя борьба за информационное влияние в киберпространстве между гигантами информационной индустрии (Microsoft, Netscape и т.д.) заключается в борьбе за потребителя средства доступа в сеть, программного продукта, а отнюдь не за наполнение канала или его контент.

Следовательно, речь идет не о регуляции, а о рынке максимально доступных потребителю средств, с помощью которого он приобщится к каналу. Это, явно, совершенно иная постановка вопроса и она имеет принципиальный характер. Глобальная коммуникация переступила границы пространства и это – ее особая суть, как новой, общечеловеческой данности.

Телевидение и радио преодолели барьер пространства и политической принадлежности задолго до возникновения собственно глобальных коммуникационных магистралей. Еще по достоинству не оценено влияние на развитие демократических тенденций в России таких факторов влияния, как западные радиостанции, вещающие на русском языке (Свобода, Голос Америки и т.п.). Есть основания полагать, что они в известной степени создавали фон, на котором зрели социальные тенденции отрицания политического изоляционизма, нравственной и социальной несвободы, закрытости, словом, всего того, что было осуждено в ходе процесса, называемого «перестройкой».

Существуя в определенном единстве с общечеловеческим пониманием свободы в едином – даже весьма ограниченном – мировом информационном пространстве, идеи эти становились катализатором свободомыслия больших общественных групп и, совпав с общими социальными ожиданиями, привели к активизации обще социальных процессов.

Разумеется, не стоит преувеличивать роль именно средств информации (и не только телевидения и радио) в этих процессах, но и преуменьшать ее было бы очевидно неверным. При этом, стоит отметить еще один аспект рассматриваемого вопроса, который немаловажен для выявления различий между традиционными СМИ печатного характера и электронными (телевидением, радиовещанием, компьютерными сетями).

Интересно
Технологическая специфика канала распространения электронного импульса такова, что регуляция его возможна лишь по простейшей схеме «пропустить – не пропустить», и не осуществимо какое-либо внутриструктурное цензурирование, постредактирование. Следовательно, регуляция идет по пути селекции самого канала, но не его содержания. Именно это и осуществляли цензурные органы советского коммунистического режима, используя методы электронного подавления, «глушения» тех радиостанций, которые вели отличное от идеологических установок вещание.

Однако, полностью перекрыть таким образом эфир, практически, не представлялось возможным уже на той стадии развития телекоммуникационных технологий, сегодня в условиях интеграции в них компьютерных средств и глобализации вопрос о перекрывании каналов практически снят с повестки дня. К сожалению, именно это обстоятельство позволяет использовать средства глобальных информационных каналов для ведения полномасштабной информационной войны.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)