Функции стереотипов

Стереотипы выполняют разные функции, но для межкультурной коммуникации особенно значимыми становится такие функции, как передача относительно достоверной информации; ориентирующая функция; влияние на создание реальности.

Интересно
Функция передачи относительно достоверной информации основана на процессах обобщения, происходящих при наблюдении неординарного, бросающегося в глаза, необычного поведения и образа мыслей членов другой культурной группы. Попадая в чужую культуру, люди склонны к обобщению всего, что наблюдают. И уже начиная с первых контактов происходит классификация новой информации, и формируется относительно четкая модель этой культуры, что достигается путем упрощения и выделения наиболее характерных черт данной культуры.

На основе всего многообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой культуры и дается характеристика ее представителей по определенным признакам. Например, в основе представления о пунктуальности немцев лежат наблюдения за их поведением.

Ориентирующая функция заключается в том, что с помощью стереотипизации удается создать упрощенную матрицу окружающего мира, в ячейки которой расставляются определенные социальные группы. Например, если любому человеку задать вопрос о том, для представителей какой этнической группы характерно предсказывать судьбу по линиям рук, то, вероятнее всего, у него возникнет образ цыганки.

Функция влияния на создание реальности заключается в том, что с помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чужую этнические группы. Стереотипизация позволяет дать оценочное сравнение чужой и своей групп и тем самым защитить традиции, взгляды, ценности своей культуры.

В межкультурной коммуникации различаются автостереотипы, то есть мифы о самих себе, существующие внутри данной культуры, и гетерестереотипы, то есть внешние стереотипы, которые сложились у представителей одной культуры о другой.

Автостереотипы формируются под влиянием литературы, средств массовой информации, фольклора. Мифы о самих себе оказывают влияние на формирование индивидуальной культурно-языковой личности, желающей соответствовать представлению о «типичном русском», («типичном французе», «типичном англичанине», «типичном немце» и т.п.). Гетеростереотипы могут не совпадать с автостереотипами. Например, американцы гордятся своей независимостью и открытостью, в то время как иностранцев поражает шаблонность американского мышления и неспособность сдвинуться с устоявшейся точки зрения.

Приведем автостереотипы и гетеростереотипы немецких и русских студентов, выявленные исследователями по межкультурной коммуникации. Автостереотипы. Русские приписывают себе такие качества, как добродушие, радость, лень, ум, гостеприимство, открытость, трудолюбие, отсутствие ответственности, легковерие, способность к выживанию, силу воли, склонность к алкоголю. Немецкие студенты видят себя пунктуальными, аккуратными, высокомерными, целеустремленными, прилежными, эгоистичными, консервативными, скованными. Гетеростереотипы: В глазах русских студентов немцы выглядят следующим образом: умные, пунктуальные, трудолюбивые, хозяйственные, эгоистичные, скупые, практичные, высокомерные.

Представления немецких студентов о русских таковы: склонные к употреблению алкоголя, гостеприимные, любящие праздники, скромные, открытые, сердечные, общительные, самоуверенные. Как видим, черты, приписываемые русскими и немецкими студентами своим группам, совпадают с гетеростереотипами лишь в ряде случаев.

Расхождение автостереотипов и гетеростереотипов может создавать помехи в общении. Образ партнера по коммуникации, его поступки, пропущенные через призму стереотипов, могут получить ложное истолкование и неверную оценку. Исходя из сложившихся стереотипов, от партнера заведомо ожидают определенного поведения, в том числе и речевого.

В межкультурных контактах стереотипы играют наиважнейшую роль. В зависимости от способов и форм их использования стереотипы могут принести либо пользу, либо вред.

Стереотип приносит пользу в следующих случаях:

  • если стереотип отражает групповые нормы и ценности;
  • если стереотип является описательным, а не оценочным;
  • если стереотип не является для индивида окончательным выводом.

Причины, согласно которым стереотипы могут препятствовать межкультурной коммуникации:

  • за стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей;
  • нередко стереотипы основываются на полуправде и искажениях.

В условиях межкультурной коммуникации важно уметь эффективно использовать стереотипы, осознавать их и уметь от них отказываться, если они не соответствуют реальной действительности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)