Формы и виды коммуникации

В некоторых исследованиях коммуникативной направленности различаются широкое и узкое толкование понятия «коммуникация».

Под коммуникацией в широком смысле подразумеваются технические, биологические, психические, физические и социальные разновидности коммуникации.

При этом в зависимости от формы проявления, коммуникация подразделяется на межличностную, технически опосредованную (все виды телефонной связи), массовую (печать, радио, телевидение) и компьютерную.

В узком смысле коммуникация рассматривается как процесс взаимопонимания и обмена смыслами между людьми, то есть соотносится с социальным взаимодействием, взятом в его знаковом аспекте.

Согласно такой точке зрения, выделяется четыре основных вида коммуникации: межличностная, групповая, массовая и организационная. Вышеперечисленным формам присущи свои виды реализации: можно говорить о прямом и непрямом общении, взаимном или одностороннем, приватном или общественном, при непосредственном присутствии коммуникантов либо их физическом отсутствии в коммуникативной ситуации.

Межличностную коммуникацию можно рассматривать в качестве родового понятия по отношению к другим формам коммуникации. В лаконичной форме этот вид коммуникации определяется как вербальное и невербальное взаимодействие между людьми, а более развернуто – как процесс взаимодействия двух или более языковых личностей с целью передачи / получения обмена информацией, то есть того или иного воздействия на собеседника, необходимого для осуществления совместной деятельности.

Интересно
Коммуникация может быть успешной или неуспешной. Успешная коммуникация – это адекватная коммуникация, при которой достигается более или менее полное, но обязательно достаточное, с точки зрения коммуникантов, взаимопонимание. В случае неуспешной коммуникации возможны коммуникативный сбой (недостаточно адекватная коммуникация, недостаточно полное взаимопонимание участников коммуникации) и коммуникативный провал (неадекватная коммуникация, полное непонимание коммуникантами друг друга).

По мнению многих исследователей, среди факторов, обусловливающих адекватную коммуникацию, прежде всего следует назвать общность знаний коммуникантов. Кроме того, важным фактором считается и общность социального опыта, который понимается как совокупность тех знаний и представлений, которые индивид получает в процессе социализации. И, безусловно, гарантом успешной коммуникации является язык, выступающий как базовый код любой коммуникации.

Культурно-специфические особенности коммуникации проявляются во всех ее вышеперечисленных формах (межличностной, массовой, групповой и организационной), в комплексе вербального и невербального поведения, в реализации разных уровней – как лингвистического, так и экстралингвистического. Поэтому, прежде чем перейти к описанию национально-культурного компонента коммуникации, следует обратиться к определению культуры.

Количество определений культуры трудно поддается счету. Но практически во всех дефинициях подчеркивается семиотическая природа культуры, а также акцентируются такие ее свойства, как системность целостность, комплексность, членимость на некоторые составляющие, наличие ценностной доминанты, нормативность (в особенности в моральной сфере), возможность множественных интерпретаций, способность к совершенствованию, творческий характер носителей соответствующей культуры.

Энциклопедический словарь «Культурология» определяет культуру как характеристику или сторону бесконечно сложного феномена – общества в его взаимодействии с человеком и природой. Здесь же приводится сопоставление понятий «культура» и «цивилизация». Цивилизация понимается как определенная степень культуры. Национальная культура – разновидность субкультуры (одной из форм бытия человеческой культуры), совокупность символов, верований, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого общества в той или иной стране.

Л.И. Гришаева и Л.В. Цурикова понимают под культурой совокупность проявлений деятельности человека в различных областях его жизни: исторической, индивидуальной, общественной, практической, эстетической, теоретической, мифической, религиозной и пр.

Благодаря существованию культуры всю внешнюю окружающую человека среду можно разделить на естественную, то есть природную, и на искусственную, то есть собственно культурную. Первая существовала до человека, вторая создана им в ходе его целенаправленной деятельности. Первая постоянно и неуклонно видоизменяется под воздействием человека, вторая постоянно творится человеком.

Во всех дефинициях прослеживаются или, по крайней мере, не оспариваются следующие качества культуры:

  1. Культура – явление приобретенное.
  2. Культура – групповой феномен.
  3. Культура образует идентичность.
  4. Культуры представляют собой открытые системы.

Развитие культуры имеет несколько стадий. В числе основных групп культурных процессов можно назвать:

  • порождение культурных явлений;
  • превращение порожденных культурных форм в образцы, нормы, стандарты, правила осуществления соответствующей деятельности и достигаемых при этом результатов;
  • распространение культурных явлений;
  • функционирование культурных явлений;
  • изменчивость культурных явлений.

Каждый человек рождается в определенной культуре. В процессе социализации личность с ее индивидуальными свойствами превращается в представителя определенного социума.

Результатом освоения отдельным индивидом той или иной культуры является инкультурация и / или аккультурация.

Инкультурация – это процесс освоения родной культуры, процесс вхождения в родную культуру.

Аккультурация – это процесс адаптации коммуникантов в новой культуре в результате контакта с ней.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)