Функции СМИ

Как любой социальный институт СМИ занимают определенное место в системе других социальных институтов и выполняют свои специфические функции в общественно-политической жизни общества.

Понятие «функция» происходит от латинского functic — обязанность, исполнение, роль.

В последующие времена научный интерес к понятию функции возрастал, что дало возможность его превращения в одну из основополагающих общенаучных категорий. В научной социологии понятие функции имеет два значения.

Во-первых, функциональная зависимость рассматривается как одна из разновидностей детерминизма, т. е. изменение одной части системы является детерминированным (производной, функцией) изменением, происходящим в другой ее части. Иначе говоря, это отношение двух или более групп социальных объектов, в котором изменение одного из них сопутствует изменению другого.

Во-вторых, функция — это роль, цель подсистемы по отношению к другим подсистемам и к системе в целом. Это та роль, которую определенный социальный институт (или частный социальный процесс) выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее классов, социальных групп или индивидов.

Выделим из данных определений функции два понятия: «изменение взаимодействующих социальных объектов системы» и «относительно потребностей и интересов». Это чрезвычайно важно. Именно здесь находится ключ к правильному пониманию процесса информационного взаимодействия «масс-медиа» с общественным мнением и массовым сознанием как механизма реализации функций СМИ.

Для определения и выяснения функциональных задач СМИ в обществе необходимо определиться в основных категориях данной проблемы теории массовой информации, которые можно свести к двум основным: СМИ как социальный институт, включающий в себя и совокупность других подсистем (печать, радио, телевидение, информагентства и т. д.), а также СМИ как сфера деятельности, которая подразумевает совокупность результатов, достигнутых в итоге этой деятельности.
СМИ являются подсистемой (элементом) целостной системы общества.

Общество — это целостная система, состоящая из совокупности элементов, выполняющих ряд функций как по отношению к системе, так и по отношению друг к другу.

Одним из таких элементов и выступают СМИ как социальный институт, выполняющий определенные виды деятельности, которые характеризуются прежде всего совокупностью задач, которые решаются с ее социальным предназначением с помощью СМИ.

Интересно
Определить функции системы СМИ — значит выявить те роли, которые они играют в обществе по отношению к массовой аудитории. Различные этапы развития системы человеческого общества устанавливают и различные функции СМИ по отношению к этой системе. Знание функции позволяет понять сущность изучаемого объекта, его качественную определенность в различные периоды его развития и действовать целесообразным и наиболее эффективным образом.

Функции СМИ — это не что иное, как ее предназначение в обществе на данном этапе общественного развития. Предназначение — это не субъективно предписываемая, а объективно существующая на основе социальных законов роль СМИ в обществе.

Следовательно, деятельность СМИ тем плодотворнее, чем яснее осознаны ее социальные функции, объективное социальное предназначение, не навязывая СМИ задач, которые не отвечают природе журналистики.

Для реализации функций СМИ необходимо располагать совокупностью средств, использование которых представляет собой реальное функционирование (действие) в обществе, конкретное движение к результату. Как известно, всякая дея-ельность начинается с постановки задач, с выдвижения конкретных целей. Для их выполнения нужно четко определить средства и способы действий, которые ведут к конечным результатам.

Таким образом, знание функций — это совокупность представлений о назначении, средствах, организации в свете ожидаемых необходимых результатов деятельности.

Однако следует иметь в виду, что цель (назначение, предназначение) — это не субъективно предписываемая тем же архитектором, а объективно существующая на основе объективных социальных законов роль СМИ в обществе. Следовательно, их деятельность тем плодотворнее, чем яснее осознаны их социальные функции. Осознание этих законов дает СМИ ясное представление о задачах и характере своей деятельности, а понимание целей и способов их достижения позволяет профессионально выполнять свои обязанности.

Всякая деятельность, в том числе и СМИ, носит целенаправленный характер, но не всякая деятельность является целеполагающей.

Все различие заключается в мере осознанности отношения субъекта (журналиста, редакции) к объекту деятельности (аудитории). Деятельность осознавшего свою роль субъекта носит целеполагающий характер, так как субъект выбирает цель, «полагает» ее.

Объект же деятельности — это то, на что направлена деятельность субъекта. Поэтому здесь чрезвычайно важен учет информационных потребностей и интересов аудитории, их запросов и ожиданий от СМИ как объективной основе функций СМИ. Деятельность объекта (аудитории) целенаправленна, т. е. она направлена на достижение цели (получение оперативной и актуальной информации), но цель эта задана субъектом на основе осознания объективного предназначения СМИ.

Поскольку всякая человеческая деятельность предметна и многофункциональная, то и деятельность СМИ конкретизируется в различных функциях. Эти функции связаны между собой, дополняют друг друга и вместе образуют звенья целостной системы функций. Находясь в постоянном взаимодействии они реализуются в различных формах.

Следовательно, о реальной роли СМИ в обществе можно составить лишь тогда, когда ее деятельность рассматривается как деятельность целеполагающая, совокупная, коллективная, когда выводы делаются из общего содержания и результатов функционирования всех ее видов и форм.

Обозначение видов влияния СМИ на общество категорией «функции» отражает то положение вещей, что, с одной стороны, они обусловлены закономерностями функционирования и развития общества в целом, условиями их деятельности. СМИ сами являются условиями обеспечения определенных системных качеств общества (в этом заключается социальное назначение СМИ), с другой стороны, они обусловлены свойствами самой СМИ — освоением предмета (действительности) и интересами общества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)