Функции духовной культуры вообще и корпоративной духовной культуры в частности

«Культура исторически сформировалась в конечном счете как способ духовного освоения действительности, как духовное производство». Развитие процессов разделения труда привело к дифференциации форм духовной деятельности (нравственность, наука, искусство, религия, идеология, политика, различные формы деятельности и т. п.) и к приобретению ими статусов институтов культуры.

В этом смысле культура корпорации — самостоятельный институт культуры,системный по сути, связанный с другими формами и институтами культуры, обладающий присущими системе свойствами и качествами.

Современные ученые отмечают полифункциональность культуры, т. е. множественность функций культуры, среди которых можно уста- новить наличие как полезных функций (с точки зрения повышения уровня адаптации индивида или общества к среде), так и вредных, пре- пятствующих адаптации, как явных, так и латентных (скрытых). Все это определяет сложность культурологических анализов и субъективность оценок, даваемых явлениям культуры.

Назовем некоторые общие функции культуры:

  • продуцирование и накопление духовных ценностей;
  • оценочно-нормативная функция (на основе сравнения реального поведения человека с нормами культурного поведения, с идеалами мы даем оценку, говорим о позитивных и негативных действиях, гуманных и бесчеловечных, изящных и грубых, прогрессивных и консервативных);
  • отсюда — регламентирующая и регулирующая функция культуры;
  • познавательная функция (попутно отметим, что познание имеет такие формы: научное познание, обыденное познание, познание через искусство, религиозное познание);
  • смыслообразующая функция — участие культуры в определении человеком и социумом смысла жизни, смысла своего существования (в организации такую смыслообразующую функцию принято определять в миссии);
  • коммуникационная функция — через ценности, принятые обществом, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивается взаимопонимание членов общества и их взаимодействие;
  • функция общественной памяти, сохранения и накопления опыта человечества;
  • рекреативная функция — восстановление духовных сил в процес- се восприятия или включения в культурную деятельность.

Эти функции на уровне корпорации выполняет и корпоративная культура:

  • воспроизводство лучших элементов накопленной культуры, продуцирование новых ценностей и их накопление;
  • оценочно-нормативная функция (на основе сравнения реального поведения человека, группы, корпорации с нашими нормами культурного поведения, с идеалами мы говорим о позитивных и негативных действиях, гуманных и бесчеловечных, изящных и грубых, прогрессивных и консервативных);
  • отсюда — регламентирующая и регулирующая функция культуры, т. е. применение культуры как индикатора и регулятора поведения;
  • познавательная функция (например, познание и усвоение корпоративной культуры, осуществляемое на стадии адаптации работника, способствует его включению в жизнь коллектива, в коллективную деятельность, определяет его успешность);
  • смыслообразующая функция: корпоративная культура влияет на мировоззрение человека, зачастую корпоративные ценности превращаются в ценности личности и коллектива либо вступают с ними в конфликт;
  • коммуникационная функция — через ценности, принятые в корпорации, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечиваются взаимопонимание работников и их взаимодействие;
  • функция общественной памяти, сохранения и накопления опыта корпорации;
  • рекреативная функция — восстановление духовных сил в процессе восприятия элементов культурной деятельности корпорации возможно лишь в случае высокого нравственного потенциала корпоративной культуры и причастности работника к ней и разделения ее ценностей.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)