Фундаментальная психотехника Ассаджиоли

Некоторые люди ясно видят свою цель с самого начала. Они способны составить четкое представление о том, кем они могут и хотят стать. Это представление должно быть реалистичным и достоверным, то есть согласованным с естественным ходом развития данного индивида и потому осуществимым. После того как осуществлено глубокое познание своей личности, отработан контроль над различными ее элементами и идеальная форма определена, начинается практический психосинтез – построение новой личности как таковой.

Эта работа может быть разделена на три главные части:

  • использование всех имеющихся в распоряжении энергий. К ним относятся:
  • силы, высвобождаемые в процессе анализа и разложения бессознательных комплексов;
  • стремления, скрыто присутствующие на разных психологических уровнях и до сих пор обойденные вниманием. Чтобы использовать эти бессознательные силы, многие из них нужно «трансмутировать», превратить в нечто иное.
  • развитие недостающих или недостаточно развитых для достижения нашей цели сторон личности. Такое развитие может осуществляться двумя путями: с помощью методов вызывания и самовнушения или с помощью систематической тренировки неразвитых психических функций (таких как память, воображение, воля и т. д.).
  • согласование и соподчинение (координация и субординация) различных психических функций и энергий, создание устойчивой структуры личности.

Психосинтез – это прежде всего динамическая, даже драматическая концепция нашей психической жизни, предстающей как непрерывное взаимодействие и борьба множества разных, в том числе противодействующих, сил с объединяющим центром, который постоянно пытается управлять ими, согласовывать их между собой и использовать. Кроме того, психосинтез применяет множество методик психологического воздействия, нацеленных в первую очередь на развитие и совершенствование личности, а затем – на гармонизацию ее отношений с Я и все более полное объединение с ним. Эти две фазы можно назвать, соответственно, «личностным» и «духовным» психосинтезом.

Понятия «личностный» и «духовный психосинтез. Очевидно, что психотерапия, рассчитанная на пациентов разных типов, должна существенно различаться. Что касается пациентов первой группы, то терапевтическая задача состоит в том, чтобы помочь им освободиться от подавления, внутренних запретов, страхов и инфантильной зависимости, достигнув тем самым состояния, нормального для среднестатистических мужчин и женщин. Нужно помочь им найти свой собственный путь от эгоцентричного, эмоционально искаженного видения нормальной человеческой жизни к объективному, здравому и разумному взгляду на нее, к осознанию наличия в ней обязанностей и обязательств, к верной оценке других людей.

Их противоречивые, недоразвитые, несогласованные сознательные и бессознательные стремления и психические функции должны быть гармонизированы и объединены в одно целое путем личностного психосинтеза. Напротив, особенность терапевтической задачи при работе с пациентами второй группы состоит в том, что гармоничное разрешение конфликта достигается здесь путем правильного усвоения приходящих сверхсознательных энергий и интеграции их путем осуществления не только личностного, но и духовного психосинтеза.

В зависимости от области и цели применения психосинтез может служить:

  • методом психического развития и самопостижения;
  • методом лечения психических и психосоматических расстройств;
  • методом интегрального воспитания, которое помогает обнаружить и осознать свою истинную духовную природу и построить гармоничную, яркую и эффективную личность.

Индивидуальный психосинтез можно рассматривать также как частное проявление более широкого принципа, всеобщего закона межиндивидного и космического синтеза. Таким образом, основными задачами психосинтеза, по мнению Ассаджиоли, являются: постижение своего истинного (высшего) Я, достижение на основании этого внутренней гармонии и налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми. В психосинтезе применяют два основных метода: метод разотождествления и работу над субличностями (упражнения «кто я?», рабочая тетрадь и т. д.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)