Этико-деонтологические аспекты психотерапии

Существуют четыре основополагающих принципа психотерапии – «не навреди», «делай добро», «соблюдение долга» и «уважение прав и достоинства личности». Считается, что ни в одной другой области профессиональных взаимоотношений этические проблемы не приобретают столь существенного значения, как в психотерапии. Им необходимо следовать и во время установления контакта с клиентом, и в процессе проведения психотерапии, и при достижении психотерапевтических результатов.

Интересно
Первый вопрос, возникающий при встрече психотерапевта с клиентом, касается согласия последнего на проведение психотерапии, в особенности когда речь идет о его участии в занятиях психотерапевтической группы. Психотерапевт при этом не только способствует разрешению психологических проблем, но и защищает психическое здоровье клиента. Психотерапевт несет ответственность за вред, нанесенный его свободе.

Вместе с тем этика принципов, или этика добродетели, справедливо критикуется за произвольность и оторванность от реальности. Подобное неодобрение высказывается теоретиками нарративной этики, которая основывается на конкретных историях и проблемных ситуациях. При таком подходе, однако, недостает синтетического взгляда на данные проблемы, поскольку этический принцип, применимый в данной конкретной ситуации, может оказаться неэтичным в другой. Кроме того, этическая ориентация имеет свою специфику у психотерапевтов разных направлений.

Трудность решения этических проблем заключается в правильном соотнесении конкретного и общего. Специалист, абстрактно заучивающий этические принципы психотерапии, сам находится под влиянием тирании долженствования. Эти принципы должны вытекать из практики, поскольку она углубляет и раскрывает их смыслы, срастаясь с личностью самого психотерапевта. Этические принципы воспринимаются (соблюдаются) исключительно в процессе взаимодействия с клиентом (на практике), а не с позиций внешних моральных норм.

Г. М. Шавердян выделяет также следующие принципы психотерапии: «компетентность», «профессиональная и научная ответственность», «конфиденциальность» и «не оценивать». Компетентность психотерапевта составляет основу его работы. Помимо ятрогений, ятропатий, диагностических ошибок, неправильно выбранной техники и пр., недостаток компетентности ведет к непониманию личности и состояния пациента, что составляет ядро его работы. Компетентность формирует особенности обращения с той или иной проблемой или расстройством.

Для обретения компетентности психотерапевт обязан продолжать образование и практику, постоянно повышать квалификацию и углублять специализацию. Особенным условием компетентности является общение с коллегами, участие в клинических конференциях и профессиональных тренингах с целью расширения умений и избегания «эффекта сгорания». Психотерапевт должен знать возрастные, половые, этнические, социально-психологические и индивидуально-психологические особенности клиента и при необходимости обращаться к более компетентным коллегам.

Профессиональная и научная ответственность представляет особую значимость, поскольку психотерапевт несет прямую ответственность за последствия своих решений, действий, экспертных заключений, диагностических операций. Экспертные заключения и психологический статус должны быть обоснованы, репрезентативны и валидны, представлены в четкой и ясной форме, поскольку из этого вытекают показания или противопоказания к применению того или иного метода психотерапии.

Специалист в области психотерапии обязан осознавать, что его профессиональные действия влияют на жизненные решения клиента и могут изменить личный и социальный статус человека. В случаях суицидальных мыслей у клиента от работы психотерапевта может зависеть и жизнь человека. Понимание, что вмешательство в судьбу человека, который доверился психотерапевту, является огромной ответственностью, ведет к строгому самоанализу и систематическому осмыслению последствий не только каждого слова, но и паралингвистического жеста.

Наряду с соблюдением принципа «не навреди» работа психотерапевта должна исключать возможность профессиональных злоупотреблений. Здесь важно понимать, что сам факт владения специалистом различными методами воздействия на людей потенциально угрожает свободе воли человека, обратившегося за помощью к психотерапевту. Так, в частности, суггестивные методы психотерапии дают широкий простор для профессиональных злоупотреблений. При этом даже внушение бодрствующему пациенту собственной жизненной философии уже может считаться профессиональным злоупотреблением, противоречащим принципу свободы его воли.

К одной из форм профессионального злоупотребления относят неосведомленность клиента о целях, сущности и смысле применяемой техники. Клиент должен быть досконально информирован о том, что и почему собирается делать с ним психотерапевт, каковы результаты исследования психологического статуса и в чем его базовая проблема. Встречи с клиентами за пределами психотерапевтического кабинета, предъявление им личных просьб или формирование любых неформальных взаимоотношений сводят на нет работу психотерапевта.

Конфиденциальность, неразглашение или долг молчания психотерапевта по отношению к третьим лицам считается важнейшим принципом работы психотерапевта. Несоблюдение этого требования ведет к полной утрате доверия к психотерапии в целом и может явиться тяжелой психологической травмой.

Наиболее труднодостижимым в работе психотерапевта считается принцип «не оценивать». Обычно каждое суждение наряду с когнитивным содержанием несет в себе также отношение – эмоциональный компонент суждения. Разделить эти компоненты зачастую не представляется возможным, однако именно это составляет суть отношения психотерапевта к клиенту. На первом плане отношения должно стоять не оценивание, а понимание, даже если информация, идущая от клиента к психотерапевту, является чудовищной с точки прения общепринятой морали. Оценивая и осуждая, психотерапевт закрывает доступ к пониманию личности и, следовательно, не может найти оптимального способа работы с ним.

И речь идет не только о том, чтобы ни в коем случае не высказывать пациенту морализирующих оценочных суждений, но и о том, чтобы не судить и оценивать внутри себя вплоть до подсознательного. Соблюдать этот принцип удается только по достижении опыта и только при условии сознательных усилий к тому, чтобы в собственной душе умолкли всякие модальности отношения к пациенту.

Психотерапевт не обязан «любить» или «не любить» пациента: он обязан безэмоционально поместить его проблему в широкий контекст мирового опыта психологии и найти модус, посредством которого удасться укрепить и расширить его сознание и способствовать его развитию. При этом соблюдение отмеченных этических принципов находится в прямой зависимости от индивидуальности самого психотерапевта. Профессиональный психотерапевт сочетает узкоспециальные аспекты работы с этическими, и наоборот, неэтичность практического психолога сочетается с его непрофессионализмом.

Необходимо также предпринимать меры по нивелированию различий этических принципов различных школ и направлений психотерапии, остановить разрастание специальных этик, которые исследователи называют «этическим Вавилоном». Выход из такого положения видится не в разработке и внедрении всеобщего кодекса психотерапевтов, а в работе по гарантированию качества и эффективности того или иного психотерапевтического метода.

Во избежание «эффекта сгорания» психотерапевты должны регулярно организовывать встречи с коллегами и служить друг другу супервизорами, помогать конструктивными консультациями и тренингами. Наряду с непрерывным образованием не должна прерываться также работа психотерапевта над собой. В свете этого наиболее желательными были бы упражнения, рекомендуемые исследователями духа: контроль мыслей, чувств, действий и речи, терпимость, непредвзятость, позитивность и спокойствие духа.

Воспитание указанных качеств, предназначенных для духовного роста, не только помогает справляться с профессиональными обязанностями, но и ограждает от ошибок и неустойчивости в повседневной жизни. Необходимо также критически рассматривать собственные черты характера и подвергать анализу свою судьбу. Иными словами, психотерапия – это ограниченная профессия тех специалистов, кто прошел соответствующую подготовку и желает придерживаться надлежащего этического кодекса.

Рассматривая этические принципы в аспекте профессиональных взаимоотношений лиц, участвующих в общем поле психологического воздействия (психолога, психиатра и социального работника), а также между психотерапевтами различных школ и направлений, следует отметить важное место в разграничении их функционала. Необходимо, чтобы социальный работник, психолог-психотерапевт и психиатр четко знали поле собственной деятельности. Так, психолог не вправе беседовать с острым психотиком, психиатр – лечить, например, семейную психологическую проблему медикаментозным путем, а социальный работник не должен выходить за рамки социальных проблем и осуществления связи клиента с соответствующими структурами.

Несоблюдение «поля» невзирая на объективную близость проблем чревато тремя типами заблуждений, к которым относятся следующие:

  • медикализирование психологической или социальной проблемы;
  • социализирование медицинской или психологической проблемы;
  • психологизирование медицинской или социальной проблемы.

Из этого можно сделать вывод, что указанные специалисты должны работать командой, совместно участвовать в межпрофессиональных конференциях и подробно обсуждать случаи, что позволит правильнее понять проблему клиента и продвигаться в профессиональном развитии всем специалистам одновременно.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)