Цвет в психологической коррекции

Цвет традиционно понимается как объективное свойство окружающего мира, он постоянно окружает человека в естественной природной и организованной среде. Цвет воздействует на человека одновременно на физиологическом и психическом уровнях, гармонизирует, исцеляет, способствует развитию духовности.

Природа цвета и его воздействие на человека были объектом внимания философов, ученых, художников с античных времен. Цвет является объектом изучения физики, психофизики, психофизиологии, психологии, медицины, педагогики, искусствоведения, колористики.

Цвет – характеристика зрительного ощущения, позволяющая наблюдателю распознавать качественные различия излучений, обусловленные различными спектральными составами света.

Цвет – одно из изобразительных средств искусства, основанное на природе зрительных ощущений и способствующее отражению многообразия предметного мира во всем его красочном богатстве.

Цвет обладает такими качествами, как цветовой тон, насыщенность и светлота. Отражая цветовое богатство действительности, цвет имеет особые возможности и особые функции, среди которых выделяют коммуникативную, экспрессивную, символическую, гедонистическую, целебную, символическую, информационную, суггестивную, визуальную, сакральную, стимулирующую (биологический рост), диагностико-прогностическую.

Интересно
Развитие научных взглядов на цвет, разнообразие подходов к классификации цвета, выдвижение различных теорий цветового зрения стало основой для изучения психофизиологического воздействия цвета на человека. В XX в. изучаются психофизические, психофизиологические и психологические аспекты влияния цвета на организм человека.

Степень влияния цвета на человека настолько велика, что он может воздействовать на работоспособность, аппетит, эмоции, кровяное давление, внимание, остроту слуха. Цветовое окружение непосредственно влияет на наше состояние, один и тот же цвет, в зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия, вызывает у человека положительные или отрицательные эмоции.

Рассматривая воздействие цвета на психику человека, Г. Э. Бреслав выделяет следующие уровни цветового воздействия:

  • физиологический;
  • первичное психологическое воздействие (действие цвета на ощущения и цветовосприятие);
  • эмоциональный уровень;
  • символический уровень (действие цвета, связанное с бессознательным);
  • высший психологический уровень – влияние цвета на потребности, установки и жизненный стиль личности (цветовой тип поведения по М. Люшеру).

В исследованиях П. В. Яньшина говорится о сложности и многомерности феномена цвета и несводимости его к теории электромагнитных колебаний. Цвет, по мнению П. В. Яньшина, взаимодействует не только со зрением, но и с организмом человека в целом. Таким образом, цвет воздействует на человека через все органы чувств, при этом физиологическая реакция на цвет доступна осознанию, человек может соотносить цвет со своим психическим состоянием, понимать связь эмоций с телесными ощущениями.

«Переживание цвета объективно. Объективно в том смысле, что закономерно, неслучайно, воспроизводимо… Наши эмоции существуют во внешнем мире в форме цветов, и наши чувства мы можем видеть в форме колорита».

Б. М. Теплов считает, что цвет влияет на душевное состояние человека, вызывает те или иные чувства. Эмоциональное отношение к цвету определяется его непосредственным физиологическим воздействием, характером цвета, ассоциациями, которые он вызывает, и его социально обусловленной символикой.

Эмоциональные реакции на цвет являются частью целостной реакции организма. «Люди с разной структурой личности в разном психологическом состоянии склонны видеть мир буквально в разном цвете. Эмоционально уравновешенные экстраверты видят мир более ярким и «красочным» с преобладанием теплых (желтых) тонов. Тревожные интроверты, напротив, менее красочным, с преобладанием синего».

П. В. Яньшин, изучая психосемантику цвета, различает «субъектный» (прагматический) контекст, когда цвет соотносится человеком со своим внутренним состоянием, и «объектный» (эстетический), когда цвета соотносятся с внешним по отношению к человеку миром.

Цвет может восприниматься из внешнего мира и воздействовать физиологически и опосредованно на эмоции и порождаться эмоциональным состоянием (цвета визуализации, медитации, фантазирования, сновидений). Существует тесная связь между характеристиками психологического состояния и характером различных цветов. В форме колорита человеку дано видеть эмоции (настроение). «Цвета эмоциеподобны, а эмоции цветоподобны». П. В. Яньшин считает, что конкретный цвет является символом собственного воздействия на человека, что и позволяет использовать цвет как фактор психической регуляции.

Исследования Г. Фрилинга и К. Ауэра показали, что склонность к определенной цветовой гамме может меняться под воздействием различных факторов и изменяться в течение жизни. Дети дошкольного возраста предпочитают красный цвет, у взрослых наиболее предпочитаемым является синий.

В среднем последовательность предпочитаемых цветов у взрослого человека такова: синий, красный, зеленый, фиолетовый, оранжевый, коричневый, пастельные тона, черный, белый. Г. Фрилингом был разработан тест «Цветовое зеркало» для изучения спектра личностных показателей.

Цвета абсолютного предпочтения позволяют определить психотип человека:

  • синий, ультрамариновый, зелено-синий определяет мыслительный тип;
  • красный, красно-оранжевый, оранжевый – чувственный тип;
  • зеленый, майская зелень, оливковый – интуитивный тип;
  • гамма желтого и оранжевого цветов определяет экстраверсию;
  • фиолетовый, розовый, черный, ультрамариновый определяют интроверсию.

В арт-терапии М. Бетенски «напряжение выражается в насыщенных цветах, в несоответствии цветов, в кричащих цветах, встретившихся на яркой, контрастной линии-границе, в наложении темного на светлый цвет или светлого на темный и в многообразных ахроматических рисунках. … потребность выразить в цвете облегчение клиент может реализовать посредством смешения цветов». Говоря о терапевтической функции цвета, М. Бетенски отмечает, что «клиенты используют цвет для выражения своих непосредственных внутренних переживаний и поиска своей подлинной аутентичности». Воздействие цвета на ребенка и роль цвета в развитии ребенка рассматривалось в педагогике (Ф. Фребель, Р. Штайнер).

А. А. Мелик-Пашаев считает, что «нужно помочь ему (ребенку) сделать важное открытие: цвет выражает чувство и вызывает чувство… обратить сознательное внимание на эту связь цвета и чувства, ведь непосредственный эмоциональный отклик на цветовые впечатления (и часто очень острый и тонкий) свойствен большинству детей – дошкольников и младших школьников».

В. С. Мухина отмечает, что «цвет связан для ребенка с эмоциональными переживаниями», «цвет как выразительное средство используется ребенком для характеристики изображаемого персонажа, для выражения своего к нему отношения», дети изображают красивое преимущественно в теплых тонах, некрасивое – небрежно, преимущественно в холодных тонах.

Работа с цветом задействует все органы чувств ребенка, способствует развитию мелкой моторики, получению положительных эмоций. Цветовое окружение ребенка, выбор им цвета в одежде, предпочтения в цветовой гамме интерьера оказывает большое влияние на его эмоциональное состояние, отражением которого являются цветовая гамма рисунков, предпочтение того или иного цвета.

Психологами доказана связь между восприятием определенного цвета и возникновением эмоций. Р. Арнхейм рассматривал теоретические основы взаимосвязи «цвет – эмоция». П. В. Яньшин выделяет во взаимодействии человека и цвета перцептивный цвет – физический цвет, воспринимаемый из внешнего мира и воздействующий физиологически, опосредованно – на эмоции, и психический цвет, порождаемый состоянием человека, этот цвет влияет на все психические процессы.

По мнению П. В. Яньшина, «существует закономерное изменение колорита воспринимаемого образа в зависимости от актуального эмоционального состояния а также устойчивые стилевые особенности цветового восприятия, связанные с устойчивыми характеристиками личности».

Эмоциональная реакция на цвет – часть целостной реакции организма. Приятные воспоминания улучшают чувствительность к теплым цветам, неприятные ассоциации связаны в основном с цветами холодной части спектра. Соответственно люди эмоционально уравновешенные воспринимают мир в более ярких, теплых, насыщенных цветах, при повышенном уровне тревожности преобладают холодные оттенки.

Различные цвета и оттенки имеют объективное значение для всех людей (обозначая бодрость, покой, печаль), но воздействие цвета и его восприятие человеком являются субъективными. Существующая связь между психологическими и физиологическими параметрами организма и цветовой гаммой предпочтений не зависит от возраста, национальности и социального положения, в то же время предпочтения в выборе цвета могут меняться в течение жизни, а цвет, отражая отношение к объекту, может быть никак не связан с реальностью.

Цветовые предпочтения человека могут изменяться в течение жизни. Дошкольники приблизительно с трехлетнего возраста могут определиться с предпочтением цвета (чаще всего это красный), затем синий и желтый. Взрослый человек чаще всего определяет любимые цвета в такой последовательности: синий – красный – зеленый – фиолетовый, оранжевый, коричневый – пастельные тона – черный, белый.

Отрицательные эмоции в рисунке могут быть выражены в наложении одного цвета на другой, выход за контур или четкое обозначение цветом только контура предмета, контрастные линии – границы, резкие линии, «взрывы» и столкновения цветовых пятен и линий, движение по кругу, чрезмерно большое пустое пространство листа.

Насыщенные красные, красно-синие, красночерные, пурпурные, черно-серые, черно-зеленые и коричневые цвета также говорят об эмоциональном неблагополучии ребенка. Дети часто представляют себе страх и ужас в виде некоего антропоморфного существа, в последнее время наблюдается перегруженность эмоционального мира детей отрицательными образами компьютерных игр и видеофильмов.

На занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо создание положительной эмоциональной атмосферы, педагог должен учитывать возможность воздействия цвета на человека через все органы чувств, использовать возможности цветотерапии. Такие задания, как рисунок на тему «Быстрая и медленная музыка», «Веселая и печальная музыка», графическое изображение звуков природы (шум ветра, пение птиц, весенняя капель), дают ребенку возможность выразить свое понимание цвета как средства выразительности и средство передачи эмоций от увиденного и услышанного. Часто дети предлагают собственные варианты (шумит машина, жужжит пчела, скрипит под ногами снег, «мама меня ремнем шлепает»).

Положительный эмоциональный настрой создается у детей при выполнении заданий на выявление связи цвета и вкуса, цвета и запаха. Эти взаимосвязи рассматривались Г. М. Бреславом и П. В. Яньшиным, результаты исследований данных авторов показывают, что у большинства людей теплые цвета ассоциируются с приятными запахами и вкусами (красный цвет – запахи сладкий, пряный, фруктовый, зеленый – свежий, травянистый, цветочный), холодные с менее приятными, «невкусными».

Дети могут вспомнить приятные запахи леса, цветов, маминых духов и попытаться их изобразить плавными линиями, широкими или мелкими мазками краски, в технике рисования по сырой бумаге. Г. М. Бреслав отмечает, что «от Природы в нас заложено ощущение гармонии при восприятии светлых тонов сверху, а темных снизу». Расположение цветовых пятен в рисунке может создавать ощущение устойчивости или спокойствия, неестественности, движения вперед или назад.

Использование в композиции гармоничных, доставляющих «радость глазу» цветовых сочетаний способствует снятию эмоциональной напряженности. Согласно точке зрения Б. А. Базыма и Г. М. Бреслава, расположение желтого цвета в верхней части композиции способствует разрядке, релаксации, отвлечению от проблем, зеленый цвет в нижней части работы уравновешивает, успокаивает, «охлаждает».

Работа с цветом развивает у детей с ограниченными возможностями здоровья чувство цвета, то есть способность эмоционально откликаться на цвет, выделять благоприятные цветовые сочетания и сознательно их использовать в эстетической деятельности, дает возможность выражать при помощи цвета свои представления об окружающем мире.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)