Формирование ответственности детей и молодежи

В теории и практике образования идет усиленный поиск новых идей, направленных на качественное изменение процесса воспитания в России. Выявленные проблемы, тенденции, характеризующие состояние современного российского общества и образ современных детей и молодежи, не дают ответов на причины негативных явлений. Педагоги стараются разнообразить воспитательную деятельность, учитывают запросы детей.

С одной стороны, современные школьники и молодежь стали более раскованными, способными отстаивать свою точку зрения, с другой стороны, они демонстрируют крайний индивидуализм, они легко поддаются влиянию асоциальным личностям, увеличилось количество детей с девиантным и деликвентым поведением, детей с различными аддикциями (компьютерная зависимость, наркомания, сексуальная распущенность и т.д.), что характеризует их безответственное отношение как к обществу, так и своей личной жизни.

В теории воспитания неоднократно рассматривалась проблема формирования ответственности школьников и молодежи. Многие ученые считали ее одним из важнейших качеств, которым должна обладать личность в процессе ее социализации и индивидуализации.

Традиционная педагогика рассматривает ответственность как социально-педагогическую категорию с позиции долженствования личности перед обществом. А.А. Реан считает, что по наличию или отсутствию ответственности можно судить о зрелости и сформированности личности вообще. Изменение ответственности происходит только в контексте деятельности.

Она развивается только в условиях свободы выбора, когда ребенок, сам начинает сознавать свои вклады в ситуацию и отвечать за них. А значит, одновременно с ответственностью формируется такое качество как автономность личности.

А.А. Реан критикует традиционную модель воспитания, где, с одной стороны, провозглашается необходимость воспитания самостоятельных и ответственных детей, а, с другой стороны, в практике осуществляется гиперопека и лишение самостоятельных поступков.

Такой подход лишает человека осознать свою ответственность за осуществление своего жизненного пути. В новой педагогике сознания ориентиры смещены на развитие личного и духовного сознания, где ответственность становится важным фактором его расширения, одним из качеств духовного самосовершенствования человека.

Поэтому одной из ведущих задач воспитания становится формирование ответственности человека за свой жизненный путь, развитие высших духовных качеств, а также защиту от низших эмоций и чувств, что является одним из важных процессов, определяющим развитие духовного сознания.

Анализ литературы показал, что проблема ответственности рассматривались в исследованиях различных научных областей знания: юридических, социологических, экономических, политических, педагогических и психологических науках.

В экономической, юридической, политической, социальной науках ответственность связывается или с понятием наказуемость или как обязанность отвечать за поступки и действия, предусматривающие виды ответственности: юридическую, материальную, моральную, политическую (А. И. Ореховский).

В научной психологической литературе в отечественных и зарубежных исследованиях ответственность рассматривается как: чувство, личностная черта, социальное качество, экзистенциальная данность, «ядро» внутренней саморегуляции, отношение и пр. Поэтому можно говорить о том, что научное психологическое сообщество до сих пор не пришло к единому пониманию сущности ответственности.

Содержание понятия «ответственность» анализируется в связи с изучением когнитивных процессов личности, психологии управления, нравственного воспитания. С древнейших времен понятие «ответственности» рассматривалось с двух позиций: внешней (социального долженствования) и его внутренней (волевого качества, способности). В зарубежной психологии проблема ответственности стала предметом многочисленных научных исследований.

К. Хорни рассматривает ответственность как обязательное условие личностного роста. Э. Фромм связывает ответственность со свободой, путем освобождения от своих инстинктов, рассматривает как следствие самопознания и способности человека к предвидению. Ж. Пиаже выделяет стадии развития ответственности: объективную (результаты поступков) и субъективную (мотивы личности).

А. Бандура (теория социального научения) рассматривает ответственность как регулятор поведения (при принятии ответственности за неудачи личность проявляет большую готовность к саморегуляции). Дж. Роттер разрабатывает теорию локуса контроля (экстернальный и интернальный типы), где при интернальном типе локуса контроля человек принимает свою ответственность за причины происходящего.

Г. Олпорт рассматривает взятие на себя ответственности как важнейший фактор личностного роста, как рефлексивный феномен и как ответственность за планирование собственной жизни.

А. Маслоу связывает ответственность с практически всеми общественными отношениями личности. К. Роджерс считает, что человек способен к самостоятельному выбору пути при принятии ответственности на себя. Р. Мэй, а также W.Thomas, F. Znaniecki, E.L. Deci и др. определяют ответственность как «форму сознания, движущую человека к самоосуществлению, цельности, зрелости», которую поддерживают и другие ученые.

К. Левин, говоря об ответственности как целостной ситуации, позволяет рассмотреть факторы и не ограничиваться рамками психологических качеств и свойств. Он предлагает рассмотреть конкретную ситуацию целиком, а затем делать выводы о склонности личности проявлять активность в этой ситуации.

В отечественном психологическом словаре ответственность понимается как осуществляемый в разных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил, рассматривается в двух основных контекстах: как социальное явление и в контексте жизненного пути:

  1. Ответственность как социальное явление (внешняя форма контроля). В психологической литературе рассматривается широкий круг вопросов: проблема воспитания ответственности на разных возрастных этапах, изучение условий формирования, ведущих факторов, влияющих на процесс становления ответственности, структуру социальной ответственности в единстве когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов (Н.И. Фокина); ответственность в условиях совместной трудовой деятельности как социально-психологический феномен, его основные компоненты: эмоциональные, когнитивные, поведенческо-волевые (Н.А. Головко); проблема формирования социальной ответственности как результат интериоризации внешних социальных норм (Н.А. Минкина, К. Муздыбаев), как гарантирование личностью достижения результата собственными усилиями (Л.И. Дементий и др.).
  2. Ответственность в контексте жизненного пути (внутренняя форма контроля). С.Л. Рубинштейн рассматривает ответственность личности как свойства субъекта жизнедеятельности («Бытие и сознание») в контексте проблемы свободы и необходимости.

К. А. Абульханова раскрывает идею о том, что каждый человек соотносится с внешне заданной действительности и обязуется развивать персональную ответственность для правильного пользования свободой.

И. Кон рассматривает ответственность как развивающееся в процессе жизни качество, зависящее от деятельности, и видоизменяющееся под воздействием возраста, стиля деятельности, локуса контроля и многого другого.

Ответственность в психологии, исследующей внутренние психологические свойства личности, определяется как волевое и личностное качество, проявляющееся в контроле над деятельностью человека (А.В. Брушлинский и др.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)