Формирование отечественной финансовой науки

История финансов любого государства неразрывно связана с его политической и общественной жизнью и не может рассматриваться вне их. Возникновение государства предполагает установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений.

Огромная роль исторических процессов в государственном и финансовом устройстве России обуславливают целесообразность рассмотрения эволюции ее финансовых отношений в следующих периодах:

  • финансы дореволюционного этапа (от зарождения до начала XX в.);
  • финансы периода социализма (до последнего десятилетия XX в.);
  • финансы этапа построения рыночного хозяйства (современный период последнее десятилетие XX в. и до текущего периода).

Так зарождение отечественных финансов происходило одновременно со становлением государства, поэтому их формирование неразрывно связано с историей Древней Руси. В этом периоде выделяют три этапа. Первый простирается до введения христианской веры – до 988 года. Особенности финансовых отношений этой эпохи можно отследить по трудам Нестора, в которых с летописной точностью зафиксированы все даты и политические события, связанные с объединением славянских племен и правлением варяжских князей.

Начиная с IX в., происходит формирование государственности на Руси. В условиях натурального хозяйства Руси доходы государства состояли из натуральных налогов и различных повинностей.

Основным источником дохода княжеской казны была дань. В древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Особенно крупными источниками доходов были торговые сборы. Они существенно возросли за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель. В X в. сложилась более-менее унифицированная денежная система, ориентированная на византийскую литру и арабский дирхем. Основными денежными единицами были Гривна (денежная и весовая единица Древней Руси), куна, ногата и резана. Они имели серебряное и меховое выражение. С развитием государства происходит усложнение форм налогов: дань, оброк, урок, дары, поклоны, кормы, поборы; часть налогов уже переводится на денежную основу. Финансовые вопросы, наряду с другими хозяйственными делами, решаются Боярской думой – высшим советом при князе.

Формой пополнения «государственной казны» правящих племен Варягов и Казаров в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена со своего хозяйства – «от дыма», «от рала», «от двора», «от плуга», «от человека». Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», т. е. дом, или семейный очаг.

Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях, с племени вятичей, бралось по монете от рала
(плуга). Рал, плуг означали не только соху, но и определенную площадь земли, область на которой размещалось селение. Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Сила родственных связей привела к тому, что полноценным человеком считался глава семьи – женатый мужчина, имеющий хозяйство. Русь делилась на несколько податных округов.

Полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый округ представлял собой Новгород, выплачивающий около 300 гривен при Олеге и 3000 гривен при Владимире. Максимальный размер дани по поздней венгерской легенде в X в. составлял 10 тыс. марок (30 или более тысяч гривен). Сбор дани осуществляли дружины по несколько сотен воинов.

Господствующая этно-сословная группа населения, которая называлась «русь», выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов. Дань покоренным народам устанавливалась раз и навсегда, ее увеличение могло произойти только при неповиновении, а прочие условия считались произволом и не были обычны, на что указывает история Игоря и древлян. Дань не платил только Киев.

Полученные в виде дани налоги – деньгами и натуральными продуктами – использовались только на содержание князем дружины и войска. Но уже тогда выделялась доля князя: правящий государством или его частью получал по трети дохода от облагаемого района. Война обогащала и истощала казну.

Второй – период удельных владений – открывает следы более развитого государства и оканчивается 1236 г. Введение христианства привело к переходу от кочевого к оседлому стилю жизни, князья прекращали набеги, изменения территориальных границ уделов практически не производились. Это привело к снижению объемов поступлений от захваченных земель из-за невозможности удержать власть. Дань получал только Новгород, и то от некоторых племен.

Интересно
Появляется новое сословие между народом и князем – духовенство, которое поддерживает князя; вводимые новые порядки и законы имеет свои источник доходов – десятину. Уделы рассматриваются как собственность семьи князя, дань верховному князю Всея Руси не уплачивается, сводится к подаркам и подношениям по случаю. Отсутствие финансовых потоков приводит к фактическому дроблению и всего государства. Вместо личных вводятся вещественные подати, а также повинности. Особое значение подарки имели в Киеве, поскольку позволяли избежать некоторых налогов.

Развитые кредитные отношения появились на Руси уже в XI в. Процент зависел от величины долга и сроков его погашения, но не должен был превышать 50 % годовых. Первый «Устав о резах» (процентах) был утвержден в 1113 г. Владимиром Мономахом и запрещал паразитическое ростовщичество и долговое рабство. Банкирской деятельности в XII в. положили начало новгородские бояре.

Развитие торговли позволило появиться новым источникам дохода – таможенным и торговым сборам, а развитие отношений – к появлению чиновников. Механизм распределения доходов между князем и чиновниками не известен. Но уже тогда отдельные подати шли строго в казну государя. Имения умерших людей уходили в государственную казну, казенные долги имели прерогативу взыскания над частными. Устойчивость селений позволила перейти от взимания налогов «от человека» к «от дома». Развитие правовых отношений привели к тому, что значительную часть доходов составляли судебные сборы и подати.

Вводятся повинности, выраженные, например, в необходимости предоставления подводов в период военных действий, содержание дорог и т. д. Этот период характеризуется частой сменой системы податей и сборов, необходимых для устойчивости государства. Следовательно, уже тогда можно определить необходимость гибкости финансовой системы страны.

Развитие торговли, преимущественно в Новгороде, в том числе импорта, приводило население к мысли о выгоде развития общения – необходимости общего понятия меры и цены. Этот период считается временем появления весовых денег, которые собирались бы со всех товаров и определяли их стоимость. Появление дифференцированной стоимости привело к смене системы податей и сборов. Например, если раньше дань взималась с веса товаров, то теперь – по ценности. Впервые, в соответствии с христианской религией, производится расходование средств не только на войска, но и на общественные блага – устройство церкви, кормление бедных, а Ярослав и Владимир даже организовали училища.

Третий – период татаро-монгольского владычества, окончился в 1462 г. По факту он состоит из двух этапов: первый – хаотический и для государства, и для его финансов – до смерти Ивана Калиты, а второй – стабилизационный – финансы этого периода достаточно полно охарактеризованы в грамотах и договорах того времени и связаны с политической и экономической несамостоятельностью Руси.

Развитие финансовой системы Руси было расстроено татаро-монгольским нашествием (XIII–XV вв.). Несмотря на сложность данного периода, можно сказать, что именно татаро-монгольское иго положило конец междоусобной вражде и дало начало образованию нового крепкого государства, а значит – крупной государственной системы финансов.

С середины XII в. и на всем протяжении татаро-монгольского ига была прекращена чеканка монет и разрушена существующая денежная система. Возродилась русская чеканка только в XIV в. Существующая система сбора дани – десятая часть доходов –не получила должного результата на Руси и была заменена на подушную подать. Для нее было впервые переписано все население (1257–1259 гг.), исключая духовенство. Состоятельные люди посредством подарков откупились от нее вовсе, все бремя дани легло на чернь.

Объем дани регулировался посредством переписи, однако вскоре из-за протеста народа она стала не возможна, поэтому сбор дани был передан на откуп местным князьям. Постепенно шло построение мощной финансовой системы, в которой ведущая роль отводилась Великим князьям, посредством участия в сборе дани (для татаро-монгол, а чаще самих князей). Ранее выход взимался уполномоченными чиновниками ханов Золотой Орды – баскаками, а также мусульманскими купцами – басурманами. В конце XIII в. право сбора дани перешло от чиновников Золотой Орды к русским князьям и стало одним из основных способов обогащения князей и укрепления их могущества.

Интересно
Налоги в данный период имели 2 формы происхождения: существовавшие до татаро-монгольского нашествия, татаро-монгольская дань. Они взымались то по количеству дворов, то поголовно, то по сохам. Собираемые налоги не попадали целиком к получателям – часть из них шла на откуп, часть на содержание княжеских дворов, а после становления князей посредниками – и на преодоление ига.

Помимо дани взимались и другие сборы (всего 14 видов), а также осуществлялись повинности: воинская, ямская, кормовая и др. После освобождения от татаро-монгольского ига началось финансовое возрождение Руси, но уже с новой сильной целостной финансовой системой.

Таким образом, зарождение российских финансов происходило в несколько этапов – от целостной, но слабой системы еще не денежных финансовых отношений, к раздробленности, до ее стройного формирования, с развитой денежной системой, вопреки власти татаро-монгол.

Особенностью развития финансовой науки в России является ее длительная протяженность, пересекающая изменение форм государства, ее территориальной протяженности и смены правительств. Хотя общее их содержание является общим и исходит из определения сущности финансов, многие из работ по этой причине не сохранились, а положения и достижения ассоциируются с деятельностью правителей соответствующих периодов. Но в этом вопросе – развития финансовой науки – нашей стране есть, чем гордиться. Некоторые общие идеи с позиции поведения горожанина излагаются в литературном произведении XVI в. Например, «Домострой» – «наставления по…ведению хозяйства, торговле, платежу налогов…», а летопись отражает содержание основных финансовых документов.

Первые из известных сочинений по финансовым вопросам появились в России во времена царствования Иоанна Грозного. Их автором был И. С. Пересветов, который занимался разработкой рекомендаций по увеличению доходов государственной казны и обоснованием налоговой политики, которую проводил царь. Другим крупным представителем русского научного мировоззрения в области финансов (государственных доходов и расходов) в конце XVI – начале XVII вв. был Ермолай Еразм. В условиях преимущественно натурального хозяйства он предлагал формировать государственные доходы за счет различного рода натуральных повинностей. Однако уже в XVII в. в связи с изменениями социально-экономических условий – созданием централизованного государства и нового дворянского типа хозяйства, развитием товарно-денежных отношений, увеличением контактов с зарубежными странами и зарождением капиталистических отношений (торговой буржуазии и мануфактур) – появляются и соответствующие теоретические разработки в области финансов. На этом этапе представляют интерес сочинения XVII в.

Ю. Крижанича: он разбивает способы обогащения государства на две группы, правильные и неправильные, т. е. несправедливые, с моральной точки зрения, (доходы от кабаков, от порчи монеты, от репрессий при взимании недоимок, от государственной монополии).

Для обогащения государства Ю. Крижанич предлагал развивать земледелие, ремесла, государственное хозяйство и выступал против предоставления льгот иностранным купцам, поскольку они заботятся прежде всего о своих личных доходах, а не об интересах России.

Г. К. Котошихин известен как автор сочинения по истории государственного строя России – «О России в царствование Алексея Михайловича», где также затрагиваются проблемы финансов. Сведения, изложенные в работе, характеризуются как подробные и точные. Финансовые же вопросы излагаются с позиции росписи отдельных видов доходов и расходов на примере царских приказов (приказ – учреждение, ведавшее отдельной отраслью управления). Всего рассмотрено 37 приказов. Доходы, получаемые от приказов, весьма различны – например, доход от Приказа Большого Двора составлял порядка 2000 руб., а Сибирский приказ приносил около 600000 руб.

Другой известный экономист XVII в., оказавший большое влияние на финансовую политику и развитие налоговой системы России, – А. Л. Ордын-Нащокин. Поскольку в то время отсутствовали собственные источники серебра и золота, он обосновал необходимость установления контроля над внешней торговлей и движением серебряных и золотых запасов, в частности, путем перечеканки «ефимок» (иоахимсталеров). Для этого им был разработан и порядок взимания таможенных пошлин. Он впервые в отечественной теории и практике разработал проект организации государственного кредита («земская изба»), который с выгодой для казны должен был заменить ростовщический кредит.

В XVIII в. российская финансовая мысль также соответствовала сложившемуся уровню развития производственных отношений и производительных сил. Этот период характеризуется отсутствием целостной системы финансов, а в сочинениях рассматриваются только отдельные аспекты финансов, связанные с обеспечением государства денежными доходами и лишь в небольшой части – с направлениями государственных расходов. Наиболее заметным экономистом того времени был И. Т. Посошков. В своей работе «Книга о скудности и богатстве» он предлагает установить льготные пошлины для русских купцов и высокие пошлины на привозные товары с целью поощрения развития промышленности и торговли в России. Для финансовой поддержки отечественного купечества он рекомендовал развивать взаимный кредит, а также создать систему краткосрочного кредита.

Интересные идеи высказал по финансовым вопросам автор первой русской истории и географии, управляющий казенными заводами на Урале с 1734-го по 1737 гг., В. Н. Татищев. Его идеи сводились к тому, что основным источником доходов должна быть внешняя торговля при паритете более выгодного государству вывоза продуктов обрабатывающей промышленности по сравнению с вывозом сырья. Для этого он предлагал установить высокие пошлины на экспортируемое сырье, а также учредить банк для предоставления купечеству кредита.

В XVIII в. развитие финансовой науки происходило в условиях усиления абсолютизма, расширения границ крепостного феодального землевладения, усиления давления на натуральное хозяйство нарождающихся капиталистических отношений и государственной финансовой политики, установления денежной подушной подати.

Огромные расходы на военные нужды, содержание двора и чиновников, а также экономическая поддержка дворянского сословия – поставили Россию в тяжелое финансовое положение, которое усугублялось большой зависимостью экспорта от состояния европейского рынка. Все это и породило многочисленные финансовые проекты.

В послепетровское время одним из первых таких проектов был проект П. И. Ягужинского, генерал-прокурора Сената. Критикуя фискальную политику правительства, приводящую к многочисленным социально политическим конфликтам и сопротивлению сборщикам налогов, особенно подушного, а также меры по сокращению государственных расходов (в большей степени военных), он боролся за развитие дворянского хозяйства, укрепление внешней торговли на основе пересмотра таможенных пошлин в сторону их снижения. Основные идеи и предложения П. И. Ягужинского были внедрены правительством.

Большое влияние на развитие финансовой теории и практики в России оказал и граф П. И. Шувалов, который в 1740–1750 гг. подал правительству более 20 проектов по финансам, экономике, управлению и т. п.

Главные его идеи состояли в следующем:

  • определяя труд крестьян основным источником богатства общества и государства, он предлагал отменить многообразные мелкие сборы и повинности, упорядочив процесс взимания подушной подати;
  • для экономической поддержки крестьян (основных налогоплательщиков) в неурожайные годы П. И. Шувалов предлагал снижать налоги и не взыскивать недоимок за прошедшие неурожайные годы;
  • переориентировать налоговую систему с прямых на косвенные налоги: увеличить обложение соли, установив единую цену на ино (специфическую ставку акциза в современной терминологии), повысив ее до 50 коп. за ведро, и снизить на этой основе ставки подушного налога;
  • отменить все внутренние пошлины и увеличить пошлины на ввоз и вывоз товаров.

Во второй половине XVIII в. появляются работы по теории финансов. Например, сочинение А. Я. Поленова «О постном состоянии крестьян в России», премированное в 1766 г. Вольным экономическим обществом. В нем автор впервые применил термин «налог» и доказал необходимость имущественного страхования. Ко всему прочему, он дал критический анализ действующей российской налоговой системы.

Другим видным русским ученым, занимавшимся разработкой теории финансов, был профессор Московского университета
С. В. Десницкий (ученик А. Смита). Круг его исследований широк: от организации и развития мануфактурной промышленности, сельского хозяйства, торговли и кредита, выпуска денег, сбора налогов государственного бюджета.

С. В. Десницкий ввел в обиход термины «кредит», «финансы» и «бюджет». В своем проекте совершенствования финансовой политики и финансового законодательства, «Об узаконении финанском», С. В. Десницкий предупреждал, что «в финанских обращениях малейшая иногда ошибка может великие приключить убытки государю и бедствие народу».

В XVIII в. в России не было единого органа управления финансами. Ими руководило несколько коллегий. Практически каждый налог закреплялся за отдельным приказом и предназначался для покрытия определенного расхода (подушное обложение – источник содержания армии; кабацкие сборы – на содержание флота; соляные сборы – на дворцовые расходы и т. п.). С. В. Десницкий считал такое положение ненормальным и предложил создать единый центральный финансовый орган. Эта идея была реализована в России в 1802 г., когда было образовано Министерство финансов, что дало толчок к формированию и развитию всех звеньев финансовой системы.

В XIX в. появляются и первые крупные теоретические исследования в области финансов. В 1810 г. в связи с усиливающимся дефицитом бюджета Государственный Совет утвердил правила расходования государственных средств, подготовленные министром финансов М. М. Сперанским.

Так называемый «План финансов» Сперанского включал в себя следующие важные положения:

  • все расходы должны соответствовать доходам;
  • никакой новый расход не может быть назначен прежде, чем будет найден соразмерный ему доходный источник;
  • расходы должны подразделяться: по ведомствам; по степени нужды в них – необходимые, полезные, избыточные, излишние и бесполезные (последние вообще не допускаются); по пространству – общегосударственные, губернские, окружные и волостные; сборы не должны быть произвольными, а всегда осуществляться с ведома правительства, которое должно знать обо всем, что собирается с народа и обращается в расходы; по предметному назначению – обыкновенные и чрезвычайные; для чрезвычайных расходов у правительства должны быть не деньги, а способы их получения; по степени постоянства стабильные и меняющиеся издержки.

В частности, М. М. Сперанский предлагал для ликвидации бюджетного дефицита отказаться от эмиссии бумажных денег, а произвести выкуп находящихся в обращении ассигнаций на серебро, утвердив тем самым в России серебряную валюту. Многие идеи и положения «Плана финансов» М. М. Сперанского существенно повлияли на последующее развитие финансовой теории и практики в России и не потеряли своего значения и поныне.

В 1818 г. вышла работа декабриста Н. И. Тургенева «От теории налогов», где правильно прослеживается непосредственная связь налогов с государством как необходимое условие существования после него. Уничтожение налогов, по мнению Н. И. Тургенева, означало уничтожение самого общества.

Другим крупнейшим экономистом начала XIX в. был известный государственный деятель Н. С. Мордвинов. В своей работе «Рассуждения о пользах, могущих последовать от учреждения частных погубернских банков» он уделил большое внимание и налогам, обосновывая необходимость изъятия с их помощью части богатства общества на общегосударственные нужды. Однако автор критиковал налоги за их неуравнительность.

Другой декабрист – М. Ф. Орлов в 1832 г. написал работу «О государственном кредите». В 1841 г. было опубликовано сочинение И. Горлова «Теория финансов», где речь уже шла не об отдельных формах налогообложения, а обо всей финансовой системе, а также было дано определение науки о финансах. В 1845 г. была выпущена в свет работа К. И. Кестнера «Российские положительные законы о финансах», в которой автор проводит анализ звеньев системы финансов.

Важнейшей особенностью финансовой науки в России явилось то, что она формировалась на национальной почве, не копируя зарубежный опыт, но критически анализируя его и строя свои выводы и рекомендации с учетом специфики российской государственности и экономики. Особенности становления и развития Российского государства обусловили и особенности формирования его финансовой системы.

К примеру, важнейшей особенностью налоговой системы было посошное обложение с присущей ему коллективной ответственностью (общины в целом) за выполнение налоговых обязательств. Натуральное хозяйство и относительная оторванность от европейских рынков послужили причиной задержки в развитии товарно-денежных отношений и, как следствие, тормозом развития финансов России.

Усиление централизованной государственной власти требовало изыскания новых форм доходных источников и их теоретического обоснования. Отечественная финансовая наука в этих условиях пыталась дать ответы на самые злободневные вопросы, однако как самостоятельная отрасль экономических знаний она окончательно сформировалась лишь в XIX в.

Таким образом, можно выделить следующие основные закономерности и особенности развития финансов, финансовой науки и финансовой политики в России в период феодализма: во-первых. национальная самобытность в силу относительной оторванности российского, преимущественно натурального, хозяйства от европейских рынков; во-вторых, преемственность общемировым тенденциям и опыту, приспособление всего самого ценного к российской специфике; в-третьих, отсутствие до второй четверти XIX в. тесной связи европейской финансовой науки и ее русской научной школы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)