Формальные признаки различных вариантов психологического воздействия

Стратегия взаимодействия

При решении самого широкого круга задач профессионалы имеют возможность реализовать два подхода: ориентироваться либо на сознательный выбор и свободную волю тех, с кем они взаимодействуют, либо на пробуждение некоторого эффекта в поведении и деятельности, минуя этап критического осмысления и собственного, в связи с воздействием, волеизъявления реципиентов. С данным фактом связано выделение видов психологического воздействия в зависимости от его стратегии. Остановимся на этом подробнее.

В психологической литературе различают несколько так называемых стратегий воздействия: манипулятивную, императивную и развивающую. Подобная классификация исходит из нескольких параметров. Чтобы выделить их, воспользуемся общей характеристикой этих стратегий, приводимой С. Ю. Решетиной и Г. Л. Смоляном. Так, «манипулирование рассматривается как подсознательное стимулирование в обход внутреннего контроля, по типу психотерапевтического эффекта. Императивная стратегия не затрагивает глубинные структуры личности, а поддерживает имеющиеся когнитивные структуры, хорошо действует в экстремальных ситуациях. В отличие от этих двух стратегий, развивающая стратегия ориентирована на долгосрочный эффект, на изменение личности и осуществляется
в процессе длительного диалогового контакта с человеком. Диалоговое воздействие, направленное на формирование структуры личности, возможно при длительном общении в процессе обучения и воспитания».

Таким образом, основными различительными параметрами в данной характеристике выступает субъект-субъектный или субъект-объектный характер отношений между взаимодействующими субъектами, ориентация на краткосрочное или долговременное взаимодействие, на уровень отражения информации (ориентация на осознание информации или бессознательный уровень).

Сходные стратегии воздействия выделяются и в связи с теми конечными результатами в изменении регуляторов поведения и активности реципиента, которые при этом наступают. Э. Аронсон указывает три различные реакции на социальное воздействие: подчинение, идентификацию и интернализацию. Термином
«подчинение» описывают поведение, мотивацией которого является желание получить поощрение или избежать наказания. Соответственно, возможно выделить стратегию, ориентированную на обеспечение подчинения реципиента воздействующей стороне. «Идентификация» — желание походить на воздействующую сторону.

Соответственно, стратегия взаимодействия будет направлена на побуждение мотивации идентификации. «Интернализация» — более глубокое освоение каких-то ценностей и взглядов, убежденность в чем-либо.
В случае ориентации на получение эффекта интернализации, воздействие должно предполагать возможность осмысленного отношения реципиента к соответствующему содержанию. Только в последнем случае есть основание говорить о том, что реципиент рассматривается теми, кто оказывает воздействие, как партнер по взаимодействию и имеют место субъект-субъектные отношения. Примером такого рода ситуации может быть выступление оратора, формирующего отношение к определенной проблеме посредством аргументации.

Если рассматривать перечисленные стратегии применительно к воздейственной практике в организации, следует подчеркнуть, что все они могут быть реализованы даже в тренинговых процедурах. Так, например, выделяют несколько парадигм:

  • тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи позитивного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, по мнению ведущего, ненужные;
  • тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;
  • тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;
  • тренинг как метод, позволяющий создать условия для самораскрытия участников и их самостоятельного поиска, который направлен на способы решения собственных психологических проблем.

Парадигмы расположены в списке по степени уменьшения манипулятивности, которую использует ведущий, и возрастания ответственности за происходящее на тренинге и осознанности участников группы.  «Манипуляция — это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент».

Можно отметить, что манипулятивные воздействия применяются и в том случае, когда решаются задачи двух других направлений воздейственной практики (коррекция и обучение), а также когда осуществляются и иные основные виды психологической деятельности, например при консультировании.

Произвольное и непроизвольное воздействие

Воздействие в организационной практике может быть произвольным, когда действующая сторона предполагает вызвать определенный психологический эффект или, другими словами, имеет интенцию оказать воздействие на кого-либо (человека,группу). Вместе с тем психологическое воздействие может быть и непроизвольным, когда его возможные результаты заранее не планируются.

Из этого следует, что активный субъект, произвольно оказывающий конкретное психологическое воздействие на кого-либо, является частным случаем в практике психологического воздействия, хотя активное начало, т. е. действующие факторы, безусловно, имеют место всегда. Например, руководство компанией произвело перестановку на высшем уровне менеджмента, исходя из деловой целесообразности. Для коллектива же эти перестановки могут послужить сигналом к изменению баланса власти в организации, стать источником слухов и т. д. Понятно, что слухи как результат кадровых перестановок не планировались, однако недооценивать их последствия было бы недальновидно.

Прямое и косвенное воздействие

Кроме уже рассмотренных ранее видов психологического воздействия, возможно указать на существование прямого и косвенного воздействия. Первое не ориентируется на конкретных людей в данный момент времени, но касается определенной ситуации. Изменение поведенческого стереотипа может быть следствием изменения, например, экономической ситуации, в которой люди осуществляли свою деятельность. Ранее, мы упоминали введенные А. Л. Журавлевым термины
«опосредованные, или косвенные», и «прямые» социально-психологические методы руководства.

Последние из указанных методов не требуют организации специальных условий для их применения. К прямым методам воздействия руководителя на подчиненных относят убеждение, принуждение, внушение и требование поведения по образцу, основанного на подражании. Косвенные (опосредованные) социально-психологические методы руководства характеризуются тем, что они опосредуются благодаря тому, что специально организуются условия деятельности и поведения личности и коллектива. Именно эти методы чаще всего применяются при правлении человеческими ресурсами. К ним относят «личный пример», «ориентирующую ситуацию», «использование символов и ритуалов», «изменение или
сохранение ролевых элементов» и т. д.

Особое место среди вариантов косвенного воздействия занимает технология моделирования поведения, опирающаяся в своем современном варианте на теорию социального научения Дж. Роттера.

Моделирование поведения предполагает создание предпосылок для того, чтобы человек, ознакомившись с некоторым образцом поведения, захотел ему следовать. «Быть как кто-то», «должно поступать в определенной ситуации следующим образом» и т. п. — вот те конструкты сознания, которые становятся определяющими во многих поступках людей, даже если имеется ситуация снижения или отсутствия социального контроля, когда они существуют как бы вне поощрений или санкций.

Моделирование поведения применяется для того, чтоб влиять на бытовое, экономическое,организационное, политическое поведение людей. Оно предполагает создание и донесение соответствующих образцов поведения до значительных масс населения, а также обеспечение гласной психологической поддержки тем, кто воплощает соответствующую модель в своем поведении.

Непосредственное и опосредованное воздействие

Если мы вспомним разнообразные ситуации, в которых проявляется психологическое воздействие, то станет очевидным, что они различаются еще по одному параметру — наличию непосредственного или опосредованного контакта между взаимодействующими сторонами. Примером двух типов взаимодействия могут быть различные мероприятия рекламной кампании, такие как презентация (непосредственное взаимодействие) и сообщение в электронных средствах массовой информации (опосредованное взаимодействие).

Явное и скрытое воздействие

Психологическое воздействие может осуществляться явно, когда данный факт не маскируется, более того, на нем может фиксироваться внимание. Примером служит деятельность оратора, рекламная кампания и т. п. В других случаях факт воздействия, его источник маскируются. Самый яркий пример — манипулятивные технологии. Они всегда реализуют скрытое воздействие. Явное же реализует технология модификации поведения. Еще в глубокой древности сложилась практика, когда, располагая определенными ресурсами, распоряжаясь ими, некто, наделенный полномочиями удовлетворять потребности других людей или узурпировавший это право, определяет их удовлетворение условием
выполнения зависимыми от него людьми определенных требований. Эта модель — удовлетворение потребностей в обмен на требуемое поведение — широко применяется и в организационной практике. Так, например, премия зависит от объема и качества труда работника, санкции ставятся в зависимость от выполнения им правил внутреннего распорядка и т. д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)