Факторы, повышающие надежность диагностических процедур

Эффективность диагностики определяется рядом факторов:

  • подготовленностью субъекта этой деятельности и его профессионально-этической позицией;
  • принципами построения диагностического исследования;
  • качеством используемых методик и процедур и практикой их применения;
  • качеством критериев, используемых для интерпретации диагностических
    данных.

Требования к субъекту диагностической деятельности 

Диагностическая деятельность, будь то психодиагностика или диагностика социально-психологических и организационных феноменов, как и прочая психологическая практика, опирается на профессиональные стандарты, которыми определяются основополагающие принципы данного вида деятельности, в том числе принципы:

  • ответственности;
  • компетентности;
  • этической и юридической правомочности;
  • квалифицированной пропаганды психологии;
  • конфиденциальности;
  • благополучия клиента;
  • профессиональной кооперации;
  • информирования клиента о целях обследования;
  • морально-позитивного эффекта исследования;
  • гражданственности и патриотизма.

Очевидно, что профессиональный психолог должен не только быть подготовлен в области психодиагностики, знать особенности того, как применяются различные методы получения, обработки и обобщения диагностических материалов, но и разделять основные этические принципы своей профессии в целом и данного вида деятельности, в частности. Далее мы приводим общие этические принципы психодиагностического обследования.

Общие этические принципы психодиагностического обследования:

  1. Психолог, запрашивающий у человека в ходе обследования сведения о его личности или допускающий, чтобы ему доверили эту информацию, делает это только после того, как обследуемый полностью осознал цели обследования, а также цели и способы использования этой информации. Комментарий. Для эффективности обследования может быть необходимо скрывать от испытуемого истинную цель тестирования и специфику интерпретации его ответов, тем не менее личность не должна подвергаться какому бы то ни было тестированию обманным путем.
  2. Любой человек имеет право отказаться от участия в психологическом обследовании или эксперименте и тем самым оградить от нежелательного вмешательства свой внутренний мир.
  3. Когда обследование проводится в интересах какого-либо учреждения, обследуемый должен быть полностью проинформирован относительно использования получаемых результатов. Желательно также объяснить, что адекватная оценка его личности будет выгодна самому испытуемому.
  4. Результаты обследования, проведенного по личной просьбе и в интересах обследуемого, не могут быть предоставлены какому-либо учреждению, если испытуемый не дает на это согласия.
  5. Если обследование проводится в интересах личности и по инициативе организации (школы, предприятия, вуза, суда и т. п.), то для использования полученных результатов в рамках этой организации дополнительного согласия обследуемого не требуется. Для передачи полученной информации за пределы организации необходимо согласие обследуемого.
  6. Если в силу необходимости защиты интересов общества или прав граждан результаты психодиагностического обследования должны быть сообщены другому лицу или в официальный орган, обследованный должен быть поставлен об этом в известность.
  7. Обязательство хранить профессиональную тайну теряет силу, если положение закона обязывает психолога сообщить о полученной информации.
  8. При тестировании детей до 16 лет в области учебных достижений, навыков и умений достаточным является согласие школьного или педагогического совета; в случае же оценки личности необходимо индивидуальное согласие ребенка и его родителей. По просьбе родителей им должны быть сообщены результаты тестирования ребенка с соблюдением условий, указанных в пунктах 10 и 11. Относительно передачи сведений другим людям соблюдаются требования пункта 1.3 (всех его подпунктов). Представителями ребенка в данном случае являются его родители. При психодиагностическом обследовании подростка 16 лет и старше требуется только его согласие.
  9. Во избежание неправильного обращения с тестовыми данными необходимо, чтобы доступ к ним подлежал строгому контролю. Комментарий. Целесообразно выработать точные критерии для сохранения, уничтожения и доступности сведений об индивиде.
  10. При сообщении результатов тестирования необходимо учитывать особенности того человека, которому они предназначаются. Комментарий. Например, при сообщении тестовых результатов школьника следует помнить, что эмоциональная причастность родителей или учителей к жизни ребенка может препятствовать разумному пониманию фактической информации.
  11. Индивиду не должны сообщаться результаты его обследования без их интерпретации специалистом. В ряде случаев необходим также соответствующий комментарий
    специалиста. Комментарий. Даже если тест тщательно проведен и верно интерпретирован, сообщение тестовых результатов индивиду без возможности обсудить их более подробно может ему повредить.

Диагностическая деятельность в организационной практике, в том числе и психодиагностика, может осуществляться не только профессиональными психологами, но и специалистами, имеющими иное базовое образование. Вместе с тем это не освобождает их от необходимости реализовать указанные принципы в работе с персоналом. Залогом корректной деятельности в сфере психологической диагностики, осуществляемой при работе с персоналом непсихологами, является практика, основанная на следующих правилах:

  • специалист-пользователь должен при выборе методик предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, и пользоваться аттестованными методиками;
  • если использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки по овладению методикой, то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики;
  • не следует пользоваться методиками, не обеспеченными однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности или требующими дополнительного использования высокопрофессиональных экспертных методов.

Все приведенные требования соответствуют международным профессионально- этическим стандартам, принятым в работе психологов.

Чем обусловлены указанные ограничения в психодиагностической практике специалистов-непсихологов? Дело в том, что различные диагностические методы и процедуры предполагают различную степень вовлеченности специалиста в процедуру диагностики, различные возможности влияния его личности, опытности на результаты диагностического обследования. Понятно, что при меньшей стандартизированности метода создаются условия для большего влияния перечисленных факторов на результаты диагностики. Максимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процесс отличаются диалогические диагностические техники (беседы, интервью, диагностические игры). Наименьшая степень характерна для аппаратных диагностических методов и объективных тестов. Все остальные психодиагностические методы занимают промежуточное положение между двумя полюсами, образованными объективными тестами и диалогическими методами. Специалист, не имеющий базовой психологической подготовки и подготовки по конкретным методам диагностики, предполагающим значительную вовлеченность в проводимые процедуры, скорее всего, привнесет не осознаваемые им самим искажения в результаты диагностики и тем самым снизит надежность итоговых выводов.

Таким образом, ответственность и компетентность специалиста, будь то психолог или специалист иного профиля, занимающийся диагностической деятельностью при решении задач психологического обеспечения управления человеческими ресурсами, — главнейшие условия эффективности этой деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)