Физика Аристотеля

Строго говоря, анализ движения впервые был осуществлен в апориях Зенона Элейского. Хотя общая цель Зенона заключалась в разделении истинного и неистинного знания и в проблеме выражения истинного знания в понятиях.

Этому и посвящены его апории «Мера», «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела», «Стадион», в которых он пытался отразить движение в логике понятий.

Как отмечает Б.Г. Кузнецов, Зенон воспользовался сформулированными парадоксами для отрицания субстанциальности движения. Но для истории науки настоящее значение имеет даже не это, а связанные с апориями вопросы, противоречия и подходы к проблеме непрерывности движения.

Интересно
Однако наибольшая роль в анализе движения принадлежит все же Аристотелю. Для Аристотеля движение есть любое количественное или качественное изменение, благодаря которому явление реализуется. В природе все есть движение.

Для каждого тела движение есть состояние временное. Но для мира в целом этот феномен вечен и необходим. Все движется, но ничто не движется само по себе. Всякое движение предполагает наличие двигателя.

Переходя от одного к другому, в итоге приходим к неподвижному перводвигателю, выступающему в роли первой причины всего движущегося.  Движение бывает естественным и насильственным.

При «естественном» движении движущая причина заключена в природе тела, его форме в аристотелевском понимании как активного начала. Она постоянно стремится к «своему» месту. Движение вопреки природе для своего осуществления нуждается во внешнем двигателе.

Движение тел обусловлено действием некоторой силы и сопротивлением среды.

Скорость тела прямо пропорциональна действующей на него силе и обратно пропорциональна сопротивлению среды. В пустоте скорость была бы бесконечно большой, но Аристотель существование вакуума отрицал.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)