Философия музыки: современный этап

Что такое музыка? – вопрос, издавна волновавший человечество.

Свидетельство тому – глубокие суждения, которые оставили о музыке многие выдающиеся философы, мыслители от Платона и Аристотеля до О. Шпенглера, Н. Гартмана, Р. Ингардена и др. Вместе с тем в настоящее время проблема природы – онтологии – музыки приобрела особо значимый, насущный характер.

Последнее обусловливают, по крайней мере, три причины:

  1. усиление внимания к философским проблемам бытия – «онтологическим тайнам» человека, культуры, в том числе искусства и,в частности, музыки; при этом сама музыка зачастую трактуется как специфический способ философствования, в том числе о бытийных основаниях человека, культуры. Показательна в этом плане формулировка А.Ф. Лосева: «Музыка – это философское откровение, а философия – это музыкальный энтузиазм»;
  2. активизировавшееся выдвижение в музыкознании задач построения единого синтетического знания о музыке;
  3. всё более настойчивое обращение к музыке как средству воспитания,а также прикладному средству, используемому в медицине, на производстве,в спорте и т.д.

Сегодня рассуждения о бытийном статусе музыки, по нашему мнению, необходимо вести в контексте синергетического миропонимания. В рамках синергетики музыка выступает в качестве развивающейся системы, развитие которой обусловлено последовательным «пробуждением» трёх, образующих её, звуковых уровней: физико-акустического, коммуникативно-интонационного и духовно-ценностного. Важнейший из этих звуковых уровней – духовно-ценностный, поскольку именно он, вследствие воплощения личностных качеств человека, обеспечивает ценность музыкального звучания.

Особенностью современной эпохи (что отмечают многие философы, культурологи) является кризис духовности. В музыке это выражается в нивелировании духовно-ценностного уровня звучания и, как следствие, – снижение ценности музыкальных произведений.
(Последнее происходит не только в так называемой «лёгкой» музыке, в которой такая ситуация в той или иной степени ещё может быть оправдана, но и в «серьёзной» – академической, где подобная метаморфоза, по определению, невозможна.) Вместе с тем именно полноценное, трёхуровневое, музыкальное звучание – залог положительного воздействия музыки на человека.

В связи со сказанным очевидна потребность в усилении духовного начала в музыке; это усиление возвратит ей утерянное «трёхуровневое величие». Преследуя указанную цель, необходимо направить развитие музыки в противоположную ныне существующей сторону: от аффекта к этосу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)