Музыкотерапия: путь к гармонии

Сегодня всё чаще говорят о кризисе культуры, утрате единства человека и природы, деградации, деконструкции и пр., иными словами, – разрушении Гармонии (Гармонии мира).

На наш взгляд, одним из действенных способов возвращения к Гармонии является музыкотерапия: использование музыки в качестве средства психотерапии (от греч. psyche – душа иtherapeia – лечение). Успешность музыкотерапевтической работы прежде всего обеспечивается гармонизующим воздействием музыки на человека. Для того чтобы понять как происходит эта гармонизация, уточним характеристики музыки и человека. Начнём с человека.

Человека образуют три компонента (элемента): телесный, душевный и духовный.

Телесный прежде всего устанавливает связь человека с физической («неживой») материей. Душевный– с биологической («живой»). Духовный – с социокультурной.

Все эти три компонента неразрывно слиты в человеке, иначе говоря, по проявлениям одного из них – будь то телесный, душевный или духовный – мы можем судить о состоянии других.

Вместе с тем, поскольку первые две ипостаси, по сути, свидетельствуют о принадлежности человека к естественно-природной среде, наиболее значимым, действительно фиксирующим наличие человека – собственно человека, оказывается третий, т.е. духовный компонент. В связи с этим нам представляется наиболее точным определение человека, предложенное французским мыслителем ХХ в. Жаком Маритеном.

«Человек, – по суждению Маритена, – есть животное, которое кормится трансцендентным».

Если говорить о музыке, то последняя – звуковое образование, обладающее тремя уровнями (слоями) звучания, которые можно именовать физико-акустическим, коммуникативно-интонационным и духовно-ценностным.

Физико-акустический уровень предопределяет воздействие музыки на физическую («неживую») реальность. Коммуникативно-интонационный – биологическую(«живую»). Духовно-ценностный – социокультурную.

Названные уровни звучания тесно сопряжены в музыке, что вызвано существованием их по единым законам структурирования звуковой материи, однако очевидно, что главный из этих уровней звучания – духовно-ценностный.

Приведённые рассуждения о человеке и музыке позволяют констатировать,что организация человека подобна организации музыки:человек и музыка обладают тремя аналогичными уровнями: телесным – душевным – духовным – человек, физико-акустическим – коммуникативно-интонационным – духовно-ценностным – музыка. Это организационное подобие человека и музыки, где с телесной ипостасью человека в первую очередь соотносится физико-акустический уровень звучания музыки, душевной – коммуникативно-интонационный, духовной – духовно-ценностный, и порождает возможность музыки совершенствовать, а значит, и гармонизовать человека.

Об этом интересно размышляют учёные. Так, по мысли А.Г. Юсфина, совершенствующее воздействие музыки на человека, его телесно-душевно-духовную природу, обусловлено тем, что «во власти» музыки «сохранение, укрепление и восстановление физического, психического и духовного здоровья; формирование психической и физической пластичности людей, приспособления к среде и её разрушительным свойствам, в том числе борьба с внутренними ядами самой культуры, способствующими самоотравлению человечества, – как защита от “дистресса” (Селье), как средство самоорганизации, преодоления так называемого “третьего состояния” организма (то есть не здоровый – не больной)».

Не менее интересны идеи И.И. Земцовского. Полагая, что «музыка существует не только в конкретных географических поселениях, но и в невидимых нам сферах», называемых автором «мелосферой» – по аналогии с известным термином Пьера Тейяр де Шардена и В.И.Вернадского «ноосфера», исследователь считает, что именно эта «“мелосферная”, или“пси-феноменальная” реальность музыки», обеспечивает её развивающее, совершенствующее воздействие на человека. «Музыка, – констатирует Земцовский, – выступает здесь как своего рода религия, то есть как один из проверенных тысячелетиями, надёжнейший способ общения человека с вечностью, приобщения человека к вечности, как бы регулярной “подпитки” смертного эликсиром бессмертия».

Мы отметили возможность музыки быть средством совершенствования, гармонизации человека. А как же, вследствие этого процесса, происходит гармонизация вообще?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним о том, что мир есть эволюционирующее образование, вершиной эволюционного развёртывания которого является человек, в силу своей вершинности заключающий в себе, «в свёрнутом виде», все этапы эволюционного становления мира.

Особенность положения человека в качестве высшего этапа, уровня эволюционного развития мира, в частности, выражается в том, что он может созидательно-творчески воздействовать на все уровни мира, а, следовательно, творчески преобразовывать последний. Таким образом, созидая гармоничного человека, мы творим Гармонию вообще.

Добавим, что поскольку наиболее совершенное (гармоничное и т.д.) именуют красотой, последовательное совершенствование мира, на основе совершенствования отдельного человека, музыкой есть движение мира к красоте.

Всё вышесказанное свидетельствует о необходимости активизации музыкотерапевтической практики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)