Музыкотерапия и её значение в современной культуре

Среди наиболее известных российских методик нужно назвать разработки В.И. Петрушина, С.В. Шушарджана, В.М. Элькина, Р. Блаво. Остановимся на них подробнее.

Свою методику В.И. Петрушин называет «музыкально-рациональной психотерапией». Суть её в строго-логическом (рациональном) применении средств музыкальной выразительности в психотерапевтических целях. При этом важнейшими такими средствами автор считает темп и лад в музыке. По мнению Петрушина, музыкальное произведение выражает то или иное настроение (что и предопределяет использование музыкального произведения в психотерапевтическом направлении) в зависимости от темпа и лада его звучания.

Методика С.В. Шушарджана базируется на древнекитайском учении о пяти звуках (пентатонике), соответствующих, по представлению древних китайцев, первоэлементам, а также определённым органам человека, вследствие чего воздействие того или иного звука (извлечённого из музыкального инструмента или пропетого) на определённый орган и производит психотерапевтический эффект.

Согласно Шушарджану, указанное воздействие звука связано также с его динамикой, тембром и другими показателями.

Что касается методики В.М. Элькина, то она опирается на психологическую цветодиагностику, созданную швейцарским учёным М. Люшером, основанную на соответствии восьми цветов восьми эмоциональным состояниям человека (чёрного цвета – трагической погружённости в себя; серого – отрешённости; коричневого – печали; фиолетового – мечтательности; синего – покоя; зелёного – задумчивости; жёлтого – радости; красного – энергетического подъёма). Каждый из предложенных Люшером цветов, как считает Элькин, может быть соотнесён с тремя тональностями (мажорными или минорными, в зависимости от цвета), обеспечивающими психотерапевтическое воздействие музыки.

Методика Р. Блаво (автор именует её «энергоинформационной») связана с древнеиндийским учением о семи чакрах –энергетических центрах человека, расположенных вдоль позвоночника, отвечающих за здоровье органов, находящихся в их«зоне влияния». (Названия чакр, снизу вверх: Муладхара, Свадхистана, Манипура, Анахата, Вишудха, Аджна и Сахасрара.) Воздействием на эти чакры специально подобранными музыкой, цветом, ароматом и осуществляется, согласно Блаво, музыкотерапевтическая работа.

Из зарубежных методик в первую очередь следует отметить модели С. Грофа, Х. Швабе и А. Менегетти. Рассмотрим их подробнее.

С. Гроф использует музыку в качестве психотерапевтического «орудия» в рамках разработанной им холотропной (от греч. holos – весь, целый и tropos – поворот, направление) терапии (в холотропной терапии применяется гипервентиляция, а также специально подобранная музыка для индукции неординарных состояний сознания в оздоровительных целях). Как указывает Гроф, «во многих великих духовных традициях разработаны приёмы звукового воздействия, индуцирующие не только состояние транса, но обладающие гораздо более специфическим влиянием на сознание. К ним прежде всего относятся тибетское многоголосное пение, священные песнопения различных суфистских орденов, индуистские бхаджаны и киртаны и особенно древнее искусство нада-йоги, или способа единения через звук.

Индийские учения постулируют специфическую связь между звуками определённых вибраций и чакрами. Систематически используя это знание, можно оказывать влияние на состояние сознания в желаемом и предсказуемом направлении».

В своей методике Х. Швабе выделяет ретроспективную и проспективную фазы музыкотерапии.

«Ретроспективная фаза имеет задачей заставить пациента пережить необходимость активного раскрытия внутреннего конфликта. Слушание музыки должно привести к конфронтации пациента со своей внутренней жизнью, своими переживаниями. До того остававшиеся неосознанными или только частично осознанными конфликты преобразуются в конкретные представления. Эта трансформация может служить предварительной ступенью к словесной психотерапии».

В проспективной фазе Швабе предполагает использование индивидуальной направленной (на определённые лечебные задачи) и ненаправленной музыкотерапии. Наибольшее значение,по мнению Швабе, имеет индивидуальная направленная музыкотерапия, которая у Швабе выступает в трёх формах: коммуникативной, реактивной и регулирующей.

Методика А. Менегетти основывается на активном вовлечении телесности в музыкотерапевтический процесс. Задача музыкотерапевта, по Менегетти, используя звучание музыкальных инструментов, прежде всего – ударных, вызвать у участников процесса (работа проводится главным образом с группами) телесное ощущение радости бытия,что, по его мнению, ведёт к оздоровлению организма. «Музыкотерапией, – утверждает Менегетти, – занимаются не для укрепления тех или иных органов: в самом деле, она не ставит целью лишь излечение, а стремится усилить тот естественный процесс, посредством которого счастливое бытие формирует человека.Исцеление же является неизбежным следствием этого».

Всё вышесказанное о музыкотерапии убеждает в целесообразности её интенсивного практического применения.

Вместе с тем работа в области музыкотерапии требует специальной подготовки. Отметим, что такая подготовка (с выдачей сертификата государственного образца) уже ведётся в Санкт-Петербурге.

Программа подготовки включает в себя:

  1. ознакомление с музыкотерапией как методом психотерапии;
  2. освоение современных моделей музыкотерапевтической деятельности (отечественных и зарубежных);
  3. показ конкретных способов использования музыки в психотерапевтической работе.

При этом в рамках программы осуществляются:

  1. диагностика личности посредством впервые разработанной системы музыкального тестирования;
  2. коррекция психологической карты личности с помощью звука;
  3. индивидуальная работа по гармонизации личности на основе «погружения» в музыку (слушания музыки – различных эпох и стилей, пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально-драматических импровизаций и пр.).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)