Вариации на тему С. Лангер

Известный американский философ Сьюзен Лангер в своей книге «Философия в новом ключе. Исследование символики разума, ритуала и искусства» утверждает о том, что музыка (имеется в виду звуковая материя музыки) представляет собой модель эмоциональной жизни человека, точнее говоря, структурная организация музыки воплощает структурную архитектонику определённого эмоционального проявления человека. (Приведём конкретные высказывания автора по этому поводу: «Движение музыки, её crescendo и diminuendo, ассеlerando и ritardando, выражает внутренние метаморфозы состояний человека». «Что может музыка действительно отразить, так это только морфологию чувства… Музыка передаёт основные формы чувства». «Музыка – миф о нашей внутренней жизни – молодой, энергичной, значащий миф настоящего вдохновения и поступательного его развития».) Данная идея взята нами в качестве темы для Вариаций.

Вариация № 1.

Полагаем, что музыка воплощает не только эмоциональную (психическую), но и телесную(соматическую) жизнь человека. Иными словами, музыка – модель целостной эмоционально-телесной (психосоматической,или соматопсихической по восточной версии) человеческой природы.

Любая музыка отражает и эмоции и телесные проявления («желания тела») человека (это может быть достаточно очевидно, а может присутствовать подспудно, так сказать, в скрытом виде – в зависимости от рода музыки). Показательно в этом плане понимание музыки датским философом С. Киркегором. В статье «Непосредственно-эротические стадии, или Музыкально-эротическое начало», вошедшей в его книгу «Или-или», Киркегор подчёркивает, что музыка – воплощение чувственности, наивысшим образцом которого, по его мнению, является опера «Дон Жуан»В.А. Моцарта.

Таким образом, музыка подобна человеку. При этом поясним, музыка– звуковое образование, представленное единством трёх уровней (слоёв)звучания, которые мы именуем физико-акустическим, коммуникативно-интонационным и духовно-ценностным. Человек – сложное существо, природу которого образуют также три уровня (компонента): телесный, душевный (психический) и духовный.

Подобие музыки и человека обеспечивается структурным подобием последних, где физико-акустическому уровню звучания музыки соответствует в первую очередь телесная ипостась человека, коммуникативно- интонационному – душевная, духовно-ценностному – духовная.

Вариация № 2 (Вариация на Вариацию).

Подобие, взаимоотражение музыки и человека способствует тому, что воздействуя на человека, музыка его изменяет, «творит» в соответствии со своей природой.

Данное суждение позволяет сделать исключительно важный (особенно в современной социокультурной ситуации) вывод: значимая в художественно-эстетическом отношении музыка, т.е. «здоровая» музыка, обусловливает телесно-душевно-духовное здоровье человека. Так, по словам А.Г. Юсфина, воздействие подлинной музыки на человека, его телесно-душевно-духовный мир, связано с тем, что «во власти» музыки «сохранение, укрепление и восстановление физического, психического и духовного здоровья; формирование психической и физической пластичности людей, приспособления к среде и её разрушительным свойствам…».

Сказанное открывает перспективы для активного использования музыки в лечебных целях – музыкотерапии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)