Феномен педагогической культуры

Несмотря на то, что категория культуры относится к числу наиболее древних, понятие педагогической культуры возникло достаточно поздно.

Изначально, в Древнем Риме, под культурой (cultura) понимали определенный способ возделывания земли, обеспечивающий наилучший урожай (кстати сказать, это значение закрепилось и в современном русском языке – различные виды сельскохозяйственных растений называют культурами, а деятельность по их выращиванию – культивированием).

Впоследствии, понятие культуры приобрело смысл «возделывания человека», а затем – распространилось на любые нормы, составляющие основу существования и развития любого общества. В этом смысле, можно сказать, что и педагогическое измерение культуры возникло очень давно.

Между тем, современное использование понятия «педагогическая культура» содержит ряд смыслов, характерных для второй половины XX века и начала XXI века

Во-первых, именно в 50-ые годы XX века, в отечественной системе образования начинает постепенно осознаваться проблема профессиональной и личностной независимости учителя.

Период 20 – 50-ых годов характеризовался крайней степенью идеологизации педагогики, представлениями об учителе, как проводнике политики партии (Н.К. Крупская), бойце «третьего» фронта (наряду с военным и хозяйственным) за утверждение советской власти, организаторе и пропагандисте советского образа жизни.

В этих условиях, независимость в суждениях, чувство собственного достоинства, рассматривались в качестве буржуазных пережитков, требующих последовательного искоренения.

Однако, в 50-ые годы, в связи с либерализацией общественной жизни, весь массив педагогических представлений, характерных для разных исторических периодов, становится актуальным основанием педагогической практики. Постепенно начинает осознаваться ограниченность возможности внешних изменений педагогической деятельности, наличие в ней некоторой внутреннего стержня, «собственной гордости».

Другим не менее важным основанием «педагогической культуры», становится активное проникновение в отечественную педагогическую мысль самых разных взглядов и течений из-за рубежа, а также – инновационная деятельность отечественных школ.

Огромную популярность в родительской среде приобретает «воспитание по Б. Споку», ширятся эксперименты по введению развивающего обучения в начальной школе (под руководством Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова), возникает движение педагогов-новаторов.

Все эти явления также не вмещаются в рамки нормативных представлений о педагогической профессии и деятельности, и требуют учета культурных факторов: социальных ожиданий, изменений образа учителя в обществе, возникновения новых ценностных ориентиров.

Наконец, изменяется сам педагог: профессиональная деятельность при всей ее важности, начинает осмысливаться не как самоцель, но в качестве инструмента и условия личностного развития.

Педагоги и студенты педагогических вузов активно включаются в неформальные движения и общественные инициативы (авторская песня, религиозные общины и организации, движение туристов и краеведов). Все это также не умещаются в рамки традиционных представлений о педагогической профессии.

Современные подходы к педагогической культуре основываются на выделении некоторой доминирующей культурной тенденции, называемой Просвещением

Как уже отмечалось, ценностными основаниями этой культуры являются: признание человеческой личности, ее прав и свобод в качестве высшей ценности, искренний интерес к духовной жизни воспитанника, широкая образованность в социальном и гуманитарном знании, проблемное мышление, позволяющие увидеть и осмыслить противоречия, творческая созидательная направленность.

В социальном качестве, педагогическая культура – есть устойчивые модели сознания, мышления и поведения, характерные для педагогического сообщества, способы и формы его бытования.

В индивидуальном качестве, педагогическая культура учителя включает общую культуру (представляющую собой результат освоения общенациональных и всемирных традиций) и профессионально-педагогическую культуру, возникающую под воздействием освоения психолого-педагогических знаний, приобретения опыта общения в образовательной среде, занятий профессиональной деятельностью и ее рефлексией.

Именно вследствие многозначности и многоаспектности этого феномена, не существует и единых представлений о структуре педагогической культуре.

Тем не менее, с известными оговорками, в качестве слагаемых педагогической культуры принято выделять:

  • духовный фундамент личности учителя, его нравственное сознание, система убеждений и ценностей;
  • мировоззрение учителя, его кругозор, компетентность в актуальных научных, социальных и религиозных проблемах;
  • система профессионально-педагогических представлений (включая стереотипы сознания и поведения), знания педагогической теории и практики;
  • система практических умений и развитых на их основе способностей – педагогическая (или психолого-педагогическая) техника;
  • система социальных и культурных качеств – готовность и потребность во взаимодействии с другими людьми, учащимися, внимание к духовному миру и запросам своих воспитанников, совокупность характерологических особенностей, способностей и опытов в других видах деятельности;
  • личностная психолого-педагогическая позиция, включающая осмысленное отношение к себе, своей профессии, сознание собственной ответственности, результатов жизненного пути и планов на будущее.

Важным компонентом педагогической культуры, существующим на стыке ее индивидуальной и общественной формы, являются признанные в качестве образцов опыты педагогической деятельности (педагогические идеалы).

В этом качестве могут фигурировать и тексты педагогов-классиков, и оставленные ими соображения о педагогической профессии и своем пути в ней, аудио-, кино и видеоматериалы, относящиеся к их деятельности, воспоминания учеников и современников.

Рассматривая индивидуальную педагогическую культуру в динамике, следует выделить несколько ключевых процессов, активно влияющих на ее развитие. Среди них: профессиональное образование и самообразование, социальная активность, сотрудничество с учащимися (и, в том числе, готовность учиться у них), творческая активность и участие в культуросозидательной деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)