Основы педагогического творчества и саморазвития

Традиционной проблемой педагогического образования, на протяжении десятилетий был поиск оптимального соотношения между тремя компонентами: научно-предметной, психолого-педагогической и методической подготовкой учителя. В последние годы, к этому треугольнику добавилась еще одна вершина – личностное развитие студента.

Действительно, важность знаний преподаваемого предмета, равно как и методики ее преподавания, а также – психолого-педагогических основ преподавания и воспитания, не вызывает сомнений.

Не менее важно – и знание каждым педагогом самого себя, своих особенностей, возможностей и ограничений, потенциала личностного развития. Именно этот компонент, в конечном счете, определяет успешность профессиональной карьеры, и его актуальность в педагогическом образовании постоянно возрастает.

В каком-то смысле, сам процесс подготовки педагога предстает в качестве двойственного движения – от студента – к миру его профессионального выбора и, одновременно, к самому себе.

Основой развития личности педагога является, так называемая, профессиональная «Я-концепция»

Вообще, любая «Я-концепция» содержит три компонента: когнитивный (что я знаю о самом себе?), оценочный (как, в этой связи я к самому себе отношусь, как себя оцениваю?) и поведенческий (как я себя веду?) (Р.Бернс).

С учетом специфики педагогической деятельности, профессионально- личностная концепция, включает совокупность более дифференцированных компонентов, в том числе:

  1. Психофизиологические предпосылки педагогического мастерства (состояние здоровья, физическая активность, работоспособность, сила нервных реакций, адаптивные навыки, желание и потребность в общении, лидерские навыки);
  2. Социально-психологические предпосылки педагогического мастерства (наблюдательность, эмоциональность, объем памяти и внимания, творческие способности, уважительное отношение к другим, выдержанность, потребность в красоте, способность к сопереживанию);
  3. Профессиональные способности и компетенции (в том числе, познавательные, коммуникативные, конструктивные, организаторские, перцептивные, мотивационные, исследовательские, диагностические);
  4. Личностно-профессиональные качества (эрудиция и кругозор, дисциплинированность и ответственность, чувство собственного достоинства, тактичность, порядочность, справедливость, оптимизм, увлеченность профессией, интерес и учительская любовь к детям, критичность и самокритичность в общении).

Оптимальным условием процесса саморазвития личности педагога является организация и проведение двухуровневой диагностики. Сначала каждый студент оценивает себя по всем перечисленным критериям по 10- балльной шкале (1 – соответствует полному отсутствию этого качества или свойства, 10 – максимальному уровню проявления, его ведущей роли в личности).

Затем, по этим же критериям осуществляется взаимная оценка: в результате каждый студент оказывается перед лицом продуктивных противоречий: некоторые качества оказываются переоценены, некоторые – недооценены в сравнении с самооценкой. Чем более заметны противоречия, тем актуальнее это направление профессионально-личностного развития.

Другим основанием для профессионального саморазвития являются противоречия между идеальным и реальным образом «Я». Для этого могут сопоставляться ролевые модели (друг, вдохновитель, диктатор) или компоненты – диагностический, проективный, организационный.

Некоторые исследователи (например, Л.М.Митина) различают большее количество компонентов «Я-концепции»: «Я-идеальное» (проявляющееся как предел мечтаний и самосознания), «Я-возможное» (являющееся проектируемым образом на ближайшую или отдаленную перспективу) и «Я-реальное» (нынешний статус).

Таким образом, процесс профессионального саморазвития включает множество компонентов и аспектов, среди которых:

  • принятие норм и требований профессиональной деятельности;
  • профессиональное самоопределение и самооценка;
  • осмысление своего пути и опыта профессиональной деятельности.

Следует учитывать, что все процессы профессионального развития имеют двойственную – социально-личностную и профессионально-личностную природу.

Профессионально-личностный компонент обеспечивает формирование профессиональных ролей, общения и деятельности, в то время как социально-личностный компонент представляет процесс формирования субъектности в мире, обществе и культуре.

В целом, процесс профессионального самоопределения предстает в качестве трех компонентов: возникновения и развития профессионального самосознания (профессиональной «Я-концепции»), профессиональной самоидентификации (принятия социальных и культурных особенностей, свойственных представителям своей профессии), и процесса развития профессионально-личностных компетенций.

Интересно
В современных условиях, происходит тектонический сдвиг в представлениях о содержании педагогического образования: предметная подготовка, основанная на приобретении частно-предметных знаний, уходит на второй план.

Напротив, на первый план выходят личностные функции и способности, связанные с ориентировкой в изменяющейся действительности, организацией и самоорганизацией практического педагогического опыта, выявлением и удовлетворением динамического социального заказа.

Ключевыми процессами профессионального образования становится индивидуализация и профессиональная социализация студентов, а главным требованием к деятельности преподавателей системы педагогического образования – оказание эффективной психолого-педагогической поддержки процесса профессионально-личностного развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)