Основы исследовательской деятельности

Одной из фундаментальных особенностей педагогической деятельности является наличие в ней проблем и вопросов, на которые невозможно дать априорный ответ, т.е. решить их без проведения целенаправленного исследования.

Причем, эти проблемы могут быть связаны как с особенностями самого педагога (например, какие качества у него развиты достаточно, а какие – требуют целенаправленной коррекции и развития), или же – с реализуемым им педагогическим процессом (как обеспечить успешность обучения или воспитания каждого конкретного класса или ребенка).

Наиболее приемлемой формой организации исследований конкретных педагогических проблем, является опытно-экспериментальная работа учителя

Подготовка к ее успешному осуществлению начинается в педагогическом вузе, и именно в этом состоит основная цель написания рефератов, выполнения лабораторных, практических и курсовых работ.

В принципе, выполнение всех этих работ происходит по общим законам, различия возникают лишь в степени сложности решаемых проблем.

Формальными условиями проведения опытно-экспериментальной работы является наличие темы эксперимента, педагога-экспериментатора, его научного руководителя и оговоренных сроков и базы эксперимента.

Квалифицированный педагог может успешно организовать и провести исследование самостоятельно, но для начинающегося педагога и, тем более, студента педагогического вуза, наличие руководителя (консультанта) обязательно.

Сам процесс выполнения опытно-экспериментального исследования проходит ряд этапов:

  1. Обоснование проблемы и темы эксперимента. Вначале должен быть максимально четко сформулирован вопрос (проблема), на который ищется ответ. Организация исследования имеет смысл тогда, когда ответ на вопрос – неизвестен, либо неконкретен, в противном случае, эффективным является реферативный обзор известных источников.
  2. Объект и предмет исследования. Объектом исследования – является группа учащихся (класс, группа, процесс преподавания или деятельности), а предметом – исследуемое свойство или аспект. Например, если учитель пытается выяснить условия формирования логического мышления у учащихся начальных классов, то начальные классы выступают в качестве объекта исследования, а умения логического мышления – в качестве предмета исследования.
  3. Цели и гипотеза исследования. Цель исследования – образ результата исследования, в этом качестве может выступать новая методика, формы организации учебной деятельности, набор заданий или диагностических средств. Гипотеза исследования – предположение о том, при каких условиях достижение этой цели окажется возможным и педагогически целесообразным.
  4. Совокупность задач и этапов исследования. Принято, что на каждом этапе исследования решается какая-то определенная задача. Обычно, этапы и задачи исследования следуют в такой последовательности:
  • диагностический (на этом этапе происходит изучение литературы по проблеме, ознакомление с опытом коллег, изучение и уточнение состояния проблемы);
  • концептуальный (на этом этапе формулируется идея и замысел работы, определяются основные направления изменения объекта исследования в соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования);
  • технологический (на этом этапе осуществляется моделирование новой деятельности и ее внедрение в практику);
  • контрольный (на этом этапе оценивается эффективность произведенных изменений);
  • рефлексивный (оценивается результативность эксперимента, в целом, формулируются выводы и направления дальнейшей деятельности).

Одним из основных результатов исследования является письменный текст.

В зависимости от ситуации, целей исследования, степени его новизны и общности, этим текстом может быть отчет о проделанной работе, доклад (сообщение) учителя на методическом объединении, методическая разработка по уроку (теме, разделу, учебнику), а также – научная статья.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)