Возрастные аспекты

Отечественный психолог Е.А. Климов разработал трехэтапную схему профессионального развития, имеющую самое непосредственное отношение к проблеме профессионально-личностного развития педагога в условиях учреждений общего и профессионального образования.

Первый период профессионального развития совпадает с периодом дошкольного детства, представленный, в свою очередь, тремя стадиями.

Первая стадия (от рождения и приблизительно до 3 лет) характеризуется тем, что у ребенка формируются базовые психические процессы и ценностные основания поведения.

В частности, именно в этом возрасте определяется, будет ли ребенок «открытым» или «закрытым» в общении, какие мотивы и эмоциональные состояния будут преобладать, каковы будут механизмы разрешения внутриличностных проблем.

Вторая стадия дошкольного детства (ориентировочно до начала обучения в школе) связана с приобретением опыта игрового моделирования различных видов деятельности (профессий). Уже на этом этапе можно сказать, какие группы профессий предпочтительны для ребенка.

Третья стадия (ориентировочно, с начала школьного обучения и до начала подросткового возраста) предполагает формирование механизмов обучения и самообучения, рационального самоконтроля.

Второй период, называемый «выбором профессии» продолжается с 11 – 12 и до 14 – 18 лет

В этот период, подросток называется «оптантом» (от латинского слова optio – желание, избрание).

Доминантой этого периода становится подготовка к самостоятельной жизни, планирование своей профессиональной и жизненной карьеры: подросток формулирует идеальные образцы своего будущего, осмысливает систему социальных отношений, обращается к самоанализу и самоопределению. Результатом оптации является обобщенное представление о профессиональной общности, с которой подросток себя соотносит.

Оптимальной педагогической формой оптации является профессиональная ориентация учащихся и профилизация в условиях общеобразовательной школы.

Обычно, профессиональная ориентация представляется в виде встреч с представителями тех или иных профессий, экскурсий на производство, но в случае педагогической профессии, это – совершенно излишне: сами учащиеся – есть на протяжении всего срока обучения непосредственные участники этого «производства».

Более важным, в этой связи, является приобретение минимального опыта педагогической деятельности: участия в ученическом самоуправлении, помощь учителям в разработке дидактических материалов, практическое изучение социально- и психолого-педагогических особенностей развития младших школьников.

Все это оказывается актуальными компонентами содержания профильного обучения в педагогических классах.

Третий период представляет собой профессиональную подготовку и дальнейший процесс профессионального становления.

Первая стадия этого периода – есть становление адепта (приверженца), как правило, совпадающее по времени, с периодом профессионального обучения.

Молодой человек овладевает специальными знаниями, умениями, навыками, развивая профессионально-важные качества личности. Осуществляется постоянная оценка и самооценка профессиональной пригодности, базирующаяся на осмыслении результатов учебно-профессиональной, трудовой деятельности и удовлетворенности избранным путем.

Существует три варианта получения систематического педагогического образования.

Выпускник основной (9-летней) школы может поступить в педагогический колледж на полный срок обучения (3 – 4 года), по окончании которого он получит дипломы об общем и специальном среднем образовании. Другой вариант предполагает получение среднего специального образования (2 – 3 года) уже после успешного завершения общеобразовательной школы и получения аттестата о среднем образовании.

Наконец, выпускник общеобразовательной школы может сразу поступить в вуз на педагогическую специальность для получения квалификации бакалавра (срок обучения – 4 года), специалиста (5 лет) либо магистра (4 года бакалавриат + 2 года магистратуры).

Интересно
Одной из важных тенденций является переход к непрерывному профессиональному образованию, в рамках которого выпускники учреждений среднего профессионального образования (колледжей) получают высшее образование по сокращенным программам.

Последующие стадии реализуются уже в профессиональной деятельности. Сразу же после начала профессиональной деятельности начинается стадии адаптации (привыкания молодого специалиста к работе, обретения им профессиональных навыков и опыта). По ее окончанию, специалист становится интерналом – профессионально состоятельным, самостоятельным работником, способным к решению широкого спектра профессиональных проблем.

Наконец, вершиной процесса профессионального становления являются стадии мастерства, авторитета и наставничества. Достигший их работник способен к решению самых трудных профессиональных задач, у него формируется индивидуальный стиль профессиональной деятельности, его способности и результаты деятельности получают признание в кругу коллег, к его советам прислушиваются молодые коллеги и сотрудники.

Очевидно, что достижение высших уровней профессионального мастерства невозможно без длительного практического опыта

Другим условием успешности этого этапа является повышение квалификации и получение дополнительных специальностей педагога (для этого существуют различные возможности – от краткосрочных курсов на базе городских методических кабинетов или институтов повышения квалификации – и до получения второго или третьего высшего образования).

Соответственно, реальными целями профессионально-личностного развития на этапе профессионального образования является завершение профессионального самоопределения (т.е. принятие избранной профессии как «своей»), формирование позитивного отношения к себе как субъекту профессиональной деятельности и, наконец, проектирование своей индивидуальной профессионально-образовательной траектории.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)