Фашистский вариаит элитаризма. Расизм и элитологии

Прежде чем мы перейдем к описанию фашистской интерпретации элитаризма, следует выяснить вопрос о связи теорий Моски, Парето, Михельса, Сореля с фашистской идеологией. Вот уже полстолетия этот вопрос обсуждается в западной политологической литературе.

При этом выявились не только различные, но и противоположные точки зрения — от утверждений о прямой связи между элитаризмом и фашизмом до полного отрицания какой-либо связи между ними. Последняя точка зрения представляется нам наименее убедительной.

Приведем мнение сторонников первой точки зрения. Известный итальянский политолог Ф. Ферраротги пишет: «Идеи Моски, подобно идеям Парето и Михельса… оказались в области политики пригодными для оправдания фашизма, независимо от отличных позиций этих авторов»*.

Еше более определенно пишет американский социолог Цандер, утверждая, что фашизм — «это осуществление идей Парето на практике»2. Не менее определенным является суждение американского леворадикального социолога Р. Баркли, который писал: «Генеалогия теорий элиты такова: от Платона и Ницше к Парето и Моске и далее — к фашизму, а в послевоенный период — к неоконсерватизму».

В этих суждениях есть своя доля истины, правда, выраженная слишком прямолинейно, категорично, а потому и несколько односторонне.

Теперь приведем аргументы другой стороны. Известный американский политолог Дж Сартори высказывается весьма категорично по этому поводу: теории элиты «либо верны, либо неверны, но, с моей точки зрения, бессмысленно спорить, являются ли они фашистскими или антифашистскими».

Еще более известный французский политолог Р. Арон решительно возражает против наличия связи между теориями Моски и Парето — и фашизмом, ссылаясь на то, что Парето «колебался между авторитаризмом и интеллектуальным либерализмом». Арон считал, что любые политические режимы олигархичны, только фашистский — явно, открыто, в наибольшей степени, а конституционно-плюралистические режимы — в меньшей степени.

В конце 70-х годов в английском журнале «Политик стадиз» развернулась характерная дискуссия по вопросу о взаимосвязи элитизма и фашизма. Ее открыли две статьи Д. Битхэма, в которых автор достаточно аргументированно утверждал, что симпатии Михельса к фашизму в 20-х годах не случайны, что они прямо связаны с его теоретическими концепциями, развернутыми в знакомой нам книге «Политические партии».

Битхэ- му возражал Р. Беннет, который утверждал, что «эволюция Михельса от социализма (имеются в виду его симпатии в раннем возрасте к социал- демократии) к фашизму является фактом его индивидуальной биографии»4, а не следствием логической связи его концепций с фашизмом. По Беннету, «нет необходимой связи» между теориями элиты и фашистской идеологией.

«Главный вопрос, поднимаемый элитарными теориями, — делает вывод Беннет, — это вопрос не о том, являются ли они просто тщательно разработанным прикрытием для фашистской идеологии, но о том, совместимы ли современные индустриальные общества и политические партии с целями демократии»».

Беннет придерживается той точки зрения, что теории элиты политически нейтральны, что они «не указывают определенно на какое-либо политическое направление». Подведем итог приведенной выше полемике. Имеется ли какая-либо связь между трудами основоположников элитаризма и фашизма или же она полностью отсутствует? Думается, определенная связь существует, вопрос скорее можно поставить так: прямая эта связь или непрямая? И справедливым будет последний ответ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)