Факторы, определяющие надежность деятельности спортсмена

В последние десятилетия проблема психической надежности в спорте  является одной из важнейших в спортивной психологии. Данная проблема становится  все более актуальной в связи с возросшим интересом к спорту, а также ростом его социальной значимости, повышением требований к технико-тактической  подготовленности спортсмена. Усложнение технической составляющей подготовки во многих видах  спорта привело к увеличению физических и психических нагрузок, что  и определило необходимость целенаправленного формирования психической надежности спортсмена.

В спортивной психологии выделилось несколько групп определений надежности в спорте.

Итак, современная спортивная наука не предлагает единого  определения надежности в спорте. Надежность рассматривается то как  процессуальная характеристика деятельности спортсмена, то как результативная. Единственно, где мнения исследователей солидарны, это то, что надежность сложным и  комплексным понятием, сочетающим в себе соревновательную, техническую и психическую надежность.

Анализируя определения психической надежности, В. В. Давыдов  подчеркивал, что «…большинство исследователей сходится на том, что психологическая  надежность спортсмена — это «стабильная эффективность» его выступлений. Но ее  психологические механизмы трактуются по-разному: как некоторый «психологический  резерв», как совокупность психических свойств, позволяющих предотвратить стресс, как  психическую устойчивость, как особый результат целенаправленного  учебно-тренировочного процесса, и т. д. В настоящее время еще нет достаточных оснований для  предпочтения какой-либо одной из этих точек зрения. Необходим дальнейший анализ этой  проблемы, опирающийся на конкретные исследовательские данные и практический опыт».

В. А. Плахтиенко и Ю. М. Блудов определяют надежность как свойство системы (подсистемы) результативно осуществлять целевые задачи в специфических условиях  в течение определенного времени.

Это общее определение находит свое воплощение в особенной (применительно к спорту) соревновательной надежности, под которой В. А. Плахтиенко и Ю.  М. Блудов понимают как «…системное, интегральное, комплексное качество  спортсмена, позволяющее ему эффективно выступать на ответственных соревнованиях в течение определенного времени».

В. Э. Мильман указывал, что содержание понятия «психическая надежность» определяется совокупностью компонентов, которые характеризуются  следующими
показателями:

Согласно представлениям В.Э. Мильмана эмоциональная  устойчивость обусловливает соразмерность эмоциональной оценки ситуации и  адекватность эмоциональных реакций. Соревновательная эмоциональная устойчивость  представляет собой способность управлять эмоциональным состоянием или быть  эмоционально стабильным. То есть соревновательная эмоциональная устойчивость  определяет небольшие сдвиги в величинах, определяющие эмоциональные реакции в  условиях соревновательной деятельности. Соревновательная мотивация – это  мотивация достижения успеха. Стабильность-помехоустойчивость детермитнирует  силу и уравновешенность нервных процессов, а так же является общим  показателем способности человека к адаптации. Саморегуляция определяется индивидуальными особенностями спортсмена, постоянно обнаруживающиеся в разнообразных  видах произвольной активности, в поведении и соревновательной деятельности. Среди них обнаруживаются особенности, свойственные для процессов планирования, моделирования, программирования и оценки результатов.

Ю.И. Смирнов и И.И. Зулаев, обобщив результаты исследований психической надежности спортсменов, разработали классификацию показателей соревновательной надежности в спорте.

В качестве дополнительных показателей соревновательной  надежности спортсменов Ю.И. Смирнов и И.И. Зулаев предлагают использовать:

Сочетание указанных показателей определяет большинство случаев проявлений соревновательной надежности. В практике обычно исходят из двух основных принципов теории соревновательной надежности:

Факторами, обусловливающими надежность спортивной деятельности являются биомеханические, медико – биологические, психологические, моральные  факторы. Именно психологический фактор является одним из ведущих в определении надежности спортсмена, т. к. реализация сложных технических действий невозможна без психической регуляции.

Наибольшее количество исследований надежности направлено на изучение именно психологического фактора. Это обусловлено тем, что рост уровня физических и психических нагрузок в тренировочной и соревновательной деятельности,  способствует возрастанию психической напряженности.

Психологические факторы надежности в спорте стали изучаться  еще в прошлом веке. Тем не менее, спортивные психологи не предлагают общей точки  зрения на эту проблему. Так, В. Б. Коренберг среди  психологических факторов, содействующих повышению надежности исполнения спортсменом  упражнения, выделяет: самоконтроль, управление вниманием и эмоциями, идеомоторную  настройку и уверенность в правильности выполнения программы.

Некоторые исследователи сводят психологический аспект  изучения надежности спортсмена к проблеме исследования эмоциональной  устойчивости. Другие исследователи эмоциональной устойчивости отделяют его при  исследовании психологических факторов надежности, хотя их взаимосвязь очевидна.  Кроме того, проблема надежности деятельности спортсмена не может изучаться без исследования проявлений его психического состояния в экстремальных условиях  соревнований и тренировок. Мало того, вероятностные характеристики этих проявлений  являются компонентами психической надежности спортсменов высокой квалификации.

Так, В. А. Плахтиенко и Ю. М. Блудов утверждают, что исследование  такого фактора надежности, как волевые усилия, также неизбежно связано с  необходимым анализом трудностей, вызванных в процессе подготовки и выступления. Преодоление этих трудностей, приводящих к созданию психического напряжения (стресса), осуществляется в основном за счет волевых усилий, которые можно охарактеризовать как активное проявление сознания, направленное на эффективную  саморегуляцию и мобилизацию возможностей человека для реализации цели. Исследователи выявили,  что в эффективных группах надежность зависит от трех факторов:

Исследования В. Э. Мильмана выявили связь между группами  личностных характеристик спортсмена и психической надежностью. Эти группы включают  компоненты психической надежности, первичные и вторичные личностные факторы  надежности и общие личностные факторы.

Схема личностной характеристики спортсмена, построенная по предложенному принципу, выглядит так:

Компоненты психической надежности:

Первичные личностные факторы надежности:

Вторичные личностные факторы надежности:

Общие личностные факторы:

Таким образом, надежность спортивной деятельности представляет собой комплексную характеристику деятельности спортсмена. Соревновательная  надежность обеспечивается за счет надежности технического мастерства или  психической надежности спортсмена, что определяет необходимость  целенаправленного формирования навыков саморегуляции, которые обеспечат психическую надежность спортсмена.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)