Факторы конкурентоспособности компании в современных условиях

Одним из определяющих факторов успеха современного бизнеса является конкурентоспособность, которая представляет собой способность определённого экономического субъекта (на микроуровне это, как правило, компании или группы компаний, т. е. холдинги эффективно действовать в конкурентной борьбе, участвовать в конкуренции и достигать при этом своих целей.

Определяющая цель любого бизнеса — извлечение прибыли, что в рыночных условиях возможного только в случае удовлетворения потребностей рынка и нахождения баланса между спросом и предложением, потребителем и производителем, потребностью и способом её удовлетворения.

В условиях конкуренции успех компании на рынке определяется не только и не столько её действиями как таковыми, сколько их соотношением с действием других компаний — конкурентов, которые также стремятся к извлечению прибыли за счёт удовлетворения большего объёма спроса.

При этом конкурировать другие компании могут, производя схожие продукты, продукты-заменители, используя альтернативные каналы сбыта или альтернативные источники снабжения, имея доступ к большему объёму ресурсов, в том числе финансовых, и т. д.

Особенностью современного бизнеса является расширение сфер, в которых компании, с одной стороны, испытывают конкурентное давление, а с другой, способны создать конкурентное преимущество.

Наряду с такими традиционными сферами конкурирования, как качество, цена, известность на рынке, сегодня для любой компании важно также обеспечивать устойчивые позиции в следующих значимых для бизнес-структур XXI века областях:

  • информационная система, обеспечивающая эффективный информационный обмен с внешней средой и работающими в ней контрагентами компании, а также оказывающая влияние на функционирование внутренней среды и эффективность бизнес-процессов;
  • гибкость и маневренность организационных и управленческих структур и их способность встраиваться в сетевые структуры, включающие в себя различных взаимосвязанных субъектов, представляющих собой отдельные звенья на пути взаимосвязи производителя и потребителя;
  • технологические и управленческие инновации, позволяющие усовершенствовать различные функции и операции в компании;
  •  технологичность бизнес-процессов, как внутренних, так и связывающих компанию с внешней средой.

Факторы конкурентоспособности компании в современных условиях

Перечисленные особенности бизнеса оказывают влияние и на извлечение прибыли, и на то, насколько эффективно компания решает задачу удовлетворения спроса в условиях конкуренции. При этом успешное решение задачи удовлетворения спросом определяет успешное решение задачи извлечения прибыли и её максимизации не одномоментно, а в долгосрочном периоде. Это позволяет следующим образом представить факторную модель достижения целей бизнеса посредством поддержания и повышения конкурентоспособности.

Таким образом, к традиционным факторам конкурентоспособности, обеспечивающим компании устойчивые позиции на рынке и возможности для удовлетворения спроса потребителей и максимизацию таким образом прибыли, в современных условиях добавляются и относительно новые факторы, также оказывающие влияние на конкурентоспособность и способные положительно или отрицательно повлиять на решение задачи удовлетворения спроса и достижение цели максимизации прибыли:

  • информационная система, как внутренняя, так и связывающая компанию с внешней средой;
  • организационная структура, степень её гибкости и маневренности, способности адаптироваться и изменяться, подстраиваясь под изменения, происходящие во внешней среде;
  • встроенность компании в рыночные сети и цепи: современный бизнес развивается по пути построения сетевых структур, объединяющих различные группы субъектов на основе взаимовыгодного партнёрства; участие компании в таких сетях позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества, что возможно только при условии наличия способности компании в такие сети встраиваться;
  • эффективность бизнес-процессов, протекающих внутри компании и имеющих место во взаимосвязях компании с внешней средой.

Обращает на себя внимание тот факт, что инновационные факторы конкурентоспособности объединяет некое концептуальное единство, которое позволяет говорить о формировании новой парадигмы в обеспечении конкурентоспособности бизнеса:

  • так или иначе, все инновационные факторы конкурентоспособности связаны с феноменом взаимодействия: как структур и подразделений внутри компании между собой, так и компании с субъектами внешней среды (различными группами контрагентов);
  • стержнем инновационных факторов конкурентоспособности являются различные процессы, а следовательно, в основе их обеспечения должен лежать процессный подход;
  • всё большее значение приобретает встраивание компании в более крупные бизнес-структуры, объединяющие в себе субъектов, выполняющих различные функции и операции, играющих различные роли, взаимодействие которых обеспечивает достижение синергетического эффекта: закон синергии становится одним из основополагающих в современном бизнесе;
  • важным принципом эффективности во всех отмеченных факторах является решение задачи «от обратного»: определяющим является спрос (не только в узком понимании, когда спрос понимается идентично потребителю или группе потребителей, а в широком понимании — как интерес другой стороны, партнёра, участника системы тех или иных взаимоотношений внутри компании или во внешней среде).

Таким образом, новую парадигму обеспечения конкурентоспособности бизнеса можно описать комплексом следующих ключевых характеристик:

  • эффективное взаимодействие внутри компании и во внешней среде является базой для формирования уникальных конкурентных преимуществ;
  • конкурентоспособность компании обеспечивается не только и не столько ресурсами внутренней среды, сколько её включённостью в рыночные сети и цепи, т. е., другими словами, интенсивностью и эффективностью её взаимодействия с субъектами внешней среды;
  • в основе обеспечения эффективного взаимодействия лежат процессный подход как концептуальная база и ориентация на спрос, понимаемый в широком смысле слова.

Отмеченные особенности позволяют определить методологическую базу формирования конкурентоспособности современного бизнеса: взаимодействие, процессный подход, значимость сетевых структур и цепей и необходимость ориентации на спрос предопределяют возможность и необходимость использования таких подходов к построению бизнеса, как логистика и маркетинг.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)