Одним из определяющих факторов успеха современного бизнеса является конкурентоспособность, которая представляет собой способность определённого экономического субъекта (на микроуровне это, как правило, компании или группы компаний, т. е. холдинги эффективно действовать в конкурентной борьбе, участвовать в конкуренции и достигать при этом своих целей.
Определяющая цель любого бизнеса — извлечение прибыли, что в рыночных условиях возможного только в случае удовлетворения потребностей рынка и нахождения баланса между спросом и предложением, потребителем и производителем, потребностью и способом её удовлетворения.
В условиях конкуренции успех компании на рынке определяется не только и не столько её действиями как таковыми, сколько их соотношением с действием других компаний — конкурентов, которые также стремятся к извлечению прибыли за счёт удовлетворения большего объёма спроса.
При этом конкурировать другие компании могут, производя схожие продукты, продукты-заменители, используя альтернативные каналы сбыта или альтернативные источники снабжения, имея доступ к большему объёму ресурсов, в том числе финансовых, и т. д.
Особенностью современного бизнеса является расширение сфер, в которых компании, с одной стороны, испытывают конкурентное давление, а с другой, способны создать конкурентное преимущество.
Наряду с такими традиционными сферами конкурирования, как качество, цена, известность на рынке, сегодня для любой компании важно также обеспечивать устойчивые позиции в следующих значимых для бизнес-структур XXI века областях:
- информационная система, обеспечивающая эффективный информационный обмен с внешней средой и работающими в ней контрагентами компании, а также оказывающая влияние на функционирование внутренней среды и эффективность бизнес-процессов;
- гибкость и маневренность организационных и управленческих структур и их способность встраиваться в сетевые структуры, включающие в себя различных взаимосвязанных субъектов, представляющих собой отдельные звенья на пути взаимосвязи производителя и потребителя;
- технологические и управленческие инновации, позволяющие усовершенствовать различные функции и операции в компании;
- технологичность бизнес-процессов, как внутренних, так и связывающих компанию с внешней средой.

Перечисленные особенности бизнеса оказывают влияние и на извлечение прибыли, и на то, насколько эффективно компания решает задачу удовлетворения спроса в условиях конкуренции. При этом успешное решение задачи удовлетворения спросом определяет успешное решение задачи извлечения прибыли и её максимизации не одномоментно, а в долгосрочном периоде. Это позволяет следующим образом представить факторную модель достижения целей бизнеса посредством поддержания и повышения конкурентоспособности.
Таким образом, к традиционным факторам конкурентоспособности, обеспечивающим компании устойчивые позиции на рынке и возможности для удовлетворения спроса потребителей и максимизацию таким образом прибыли, в современных условиях добавляются и относительно новые факторы, также оказывающие влияние на конкурентоспособность и способные положительно или отрицательно повлиять на решение задачи удовлетворения спроса и достижение цели максимизации прибыли:
- информационная система, как внутренняя, так и связывающая компанию с внешней средой;
- организационная структура, степень её гибкости и маневренности, способности адаптироваться и изменяться, подстраиваясь под изменения, происходящие во внешней среде;
- встроенность компании в рыночные сети и цепи: современный бизнес развивается по пути построения сетевых структур, объединяющих различные группы субъектов на основе взаимовыгодного партнёрства; участие компании в таких сетях позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества, что возможно только при условии наличия способности компании в такие сети встраиваться;
- эффективность бизнес-процессов, протекающих внутри компании и имеющих место во взаимосвязях компании с внешней средой.
Обращает на себя внимание тот факт, что инновационные факторы конкурентоспособности объединяет некое концептуальное единство, которое позволяет говорить о формировании новой парадигмы в обеспечении конкурентоспособности бизнеса:
- так или иначе, все инновационные факторы конкурентоспособности связаны с феноменом взаимодействия: как структур и подразделений внутри компании между собой, так и компании с субъектами внешней среды (различными группами контрагентов);
- стержнем инновационных факторов конкурентоспособности являются различные процессы, а следовательно, в основе их обеспечения должен лежать процессный подход;
- всё большее значение приобретает встраивание компании в более крупные бизнес-структуры, объединяющие в себе субъектов, выполняющих различные функции и операции, играющих различные роли, взаимодействие которых обеспечивает достижение синергетического эффекта: закон синергии становится одним из основополагающих в современном бизнесе;
- важным принципом эффективности во всех отмеченных факторах является решение задачи «от обратного»: определяющим является спрос (не только в узком понимании, когда спрос понимается идентично потребителю или группе потребителей, а в широком понимании — как интерес другой стороны, партнёра, участника системы тех или иных взаимоотношений внутри компании или во внешней среде).
Таким образом, новую парадигму обеспечения конкурентоспособности бизнеса можно описать комплексом следующих ключевых характеристик:
- эффективное взаимодействие внутри компании и во внешней среде является базой для формирования уникальных конкурентных преимуществ;
- конкурентоспособность компании обеспечивается не только и не столько ресурсами внутренней среды, сколько её включённостью в рыночные сети и цепи, т. е., другими словами, интенсивностью и эффективностью её взаимодействия с субъектами внешней среды;
- в основе обеспечения эффективного взаимодействия лежат процессный подход как концептуальная база и ориентация на спрос, понимаемый в широком смысле слова.
Отмеченные особенности позволяют определить методологическую базу формирования конкурентоспособности современного бизнеса: взаимодействие, процессный подход, значимость сетевых структур и цепей и необходимость ориентации на спрос предопределяют возможность и необходимость использования таких подходов к построению бизнеса, как логистика и маркетинг.