Эволюция мотивации к труду в разные периоды развития национальной экономики

Экскурс в историю экономики России свидетельствует о том, что мотивационные механизмы и формы их реализации неоднократно трансформировались под влиянием изменений в системе общественных отношений.

Если до отмены крепостного права (начало 60х гг. XIX в.) преобладали стимулы к труду, основанные на внеэкономическом принуждении, то после его отмены в период становления капитализма в России получили развитие экономические методы принуждения и побудительные мотивы к труду, связанные с вознаграждением и использованием мотивационных механизмов инструментального типа.

В период плановой экономики мотивационное воздействие на трудовую активность работников наемного труда посредством систем вознаграждения за труд стало преобладающим. Одновременно государство провозгласило и реально стало осуществлять меры в области развития внутренних побудительных мотивов к труду, основанных на использовании моральных стимулов. Централизованное управление Мотивационными механизмами взяли на себя органы исполнительной власти, осуществлявшие руководство отдельными отраслями экономики.

В 20—30е гг. прошлого столетия были приняты важные решения в области оплаты труда и материального стимулирования, ориентире* ванные на формирование у работников действенных стимулов к эффективному труду. Их основу составили положения о том, что главной формой материального стимулирования на государственных предприятиях и в учреждениях является заработная плата.

Ведущая роль в ее организации отводилась тарифной системе, определяющей различия в оплате труда в зависимости от его сложности, условий, значимости сфер приложения и природно-климатических факторов в различных регионах страны. Стимулирующий характер тарифной системы проявляется прежде всего в том, что получение тарифной ставки или оклада находится в прямой зависимости от выполнения конкретной нормы или трудовых обязанностей.

Нормативно-правовые акты, действовавшие в дореформенной России, предполагали необходимость сочетания государственного регулирования заработной платы посредством тарифной системы и премирования работников для усиления их заинтересованности в результатах труда.

Значительную часть потребностей работники удовлетворяли за счет средств общественных фондов потребления, распределявшихся сверх оплаты труда.

Они расходовались на социальную поддержку, пенсионное обеспечение, пособия, стипендии, медицинское обеспечение, содержание детских дошкольных учреждений, санаториев, домов отдыха и т.д. Стимулирующее значение этих фондов обеспечивалось тем, что некоторые виды выплат и льгот были связаны с прошлым трудовым вкладом. Прежний заработок оказывал влияние на абсолютный размер пенсий, пособий по нетрудоспособности и оплату отпусков.

Идеология стимулирования (мотивации к труду) предполагала, что работники осознают зависимость своего уровня жизни от общих успехов в экономическом развитии страны; отношение к труду является одним из критериев оценки человека; единство коренных экономических интересов всех трудящихся позволяет рационально сочетать материальные и моральные стимулы к труду.

Моральная заинтересованность находила свое отражение в различных формах социалистического соревнования, творческой активности работников, их поощрении за создание в коллективе товарищеской и доброжелательной атмосферы, предполагающей сочетание взаимной требовательности и взаимной помощи в труде.

Однако к концу 80 — началу 90х гг. в связи с расхождениями между провозглашенными принципами стимулирования и реальной практикой действенность сложившейся системы стимулирования значительно ослабла. Много и правильно говорилось о необходимости всестороннего развития человека, но в действительности невысокий уровень жизни привел к снижению у трудящихся чувства «хозяина» коллективной собственности. Это вызывалось, в частности, несправедливостью в распределенности материальных благ — уравнительностью в оплате труда, нередко отсутствием связи ее размеров с результатами труда. Понизился социальный статус знаний и профессионализма, труд стал утрачивать нравственное содержание.

Между тем непреложным остается положение о том, что государство призвано стремиться к созданию процветающей экономики, в которой рост трудовой отдачи работников должен компенсировать возрастающие объективно издержки всех видов.

Нельзя забывать, что постоянное повышение уровня жизни на основе роста эффективности производства имеет принципиально важное значение в системе мотивации труда. Повышение производительности труда и его эффективности в более широком смысле слова зависит от систем использования всей совокупности организационноэкономических и социально-экономических факторов.

В период перехода к рыночным методам хозяйствования признание товарного характера рабочей силы определило в качестве основополагающих моментов организации оплаты труда учет не только затрат и результатов труда, но и спроса и предложения на рабочую силу определенного профессионального профиля и квалификационного уровня.

В соответствии со ст. 132 Трудового кодекса РФ выбор форм и систем заработной платы, установление ее уровня и дифференциации отнесены к компетенции предприятий и организаций.

Государство сохранило за собой регулирование минимальных размеров заработной платы, условий и порядка ее индексации, а также системы налогообложения индивидуальных трудовых доходов.

На федеральном уровне устанавливаются в настоящее время лишь условия оплаты работников бюджетных, прежде всего социально-культурных, отраслей, но и эти функции практически уже переданы регионам (субъектам Федерации).

Таким образом, государство последовательно проводит политику отказа от общего государственного регулирования заработной платы, а значит, и от единых принципов управления мотивацией к труду.

Такой подход соответствует общей логике экономических реформ. Однако необходимо иметь в виду, что, не будучи «сглажены» государственным регулированием и эффективной социальной политикой, рыночные механизмы порождают неоптимальную систему мотивации.

  • Несмотря на отсутствие прямого принуждения к труду, «мотивация страха» сохраняется. Чувство страха и незащищенности формируется нестабильностью окружающей жизни. Возникает «ценностнонормативный хаос», проявляющийся в недостаточной правовой регламентации общественной и экономической жизни и в переходном состоянии общественного ценностного сознания.
  • Свобода выбора в сфере труда слабо регламентируется административно, но развивается косвенное экономическое принуждение к труду на основе реального отчуждения труда от собственности. Дополнительными факторами экономического принуждения к труду становятся рост безработицы, а также усиление бедности не только неработающих, но и работающих граждан.
  • Сохраняется и даже усиливается технико-технологическое принуждение к труду.

Разработка действенных механизмов формирования и поддержания мотивации работников предполагает:

  • максимальное преодоление отчуждения труда и согласование интересов работников наемного труда и работодателей через механизм реального участия работников в управлении и прибылях предприятий;
  • комплексный и непротиворечивый характер мотивационных воздействий через систему управления персоналом;
  • дифференциацию методов мотивационных воздействий на различные категории работников.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)