Эволюция и современные тенденции управления закупками в логистике

Функционирование отечественных предприятий происходит в условиях нарастающей конкуренции и быстро меняющейся экономической среды, что требует от руководителей принятия оптимальных управленческих решений в области логистической деятельности в целом.

Наиболее общий взгляд на содержательные аспекты логистики позволяет рассматривать ее как систему оперативно-организационных мероприятий, направленных на совершение купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли при оптимальных затратах.

Логистика как вид деятельности предполагает рациональную организацию технологических процессов в производственной или торговой сфере с целью их наиболее эффективного выполнения, оперативного доведения товаров до конечных потребителей посредством осуществления актов купли-продажи.

Эффективная реализация логистики невозможна без осуществления закупок, оказывающих влияние на основные конкурентные характеристики предприятия:

  • выполнение обязательств по срокам поставки продукции (комплектующих производства) перед потребителями (производством);
  • обеспечение удовлетворительного нормативного, с точки зрения потребителя (производства), времени поставки продукции (комплектующих производства);
  • себестоимость выпускаемой продукции; – качество выпускаемой продукции.

Закупки в силу своей сложности и специфичности составляют обособленную с точки зрения функционала, но интегрированную в производственно-сбытовую деятельность предприятия область логистики, именуемую логистика закупок (или закупочная логистика).

Интересно
Логистика закупок направлена на то, чтобы организация получала необходимое по качеству и количеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам, с хорошим обслуживанием (как до осуществления сделки, так и после нее) и по выгодной цене.

Закупки могут быть рассмотрены как историческая категория, развивающаяся под влиянием политических, экономических, технологических и социальных факторов, определяющих значение функции закупок в деятельности предприятия, что отражено в таблице 1:

Эволюция и современные тенденции управления закупками в логистике

Становится вполне очевидным, что изменение в общественной жизни трансформировали содержательные аспекты закупочной деятельности от рутинной повседневной процедуры в стратегически ориентированную активность, интегрированную в конкурентную стратегию компании.

В настоящее время в современной научной литературе при описании деятельности по обеспечению предприятия материальными и иными ресурсами применяют разные термины: «закупка», «снабжение», «управление снабжением», «поставка», «снабженческий менеджмент».

Единого мнения по определению каждого из этих понятий не существует. Вместе с тем между этими категориями можно провести и определенные смысловые различия, которые помогут уяснить разницу между традиционными понятиями о закупочной деятельности и ее организации с учетом современных реалий.

В некоторых источниках «закупка» (purchasing) означает разовую сделку, нацеленную на приобретение необходимого в данный момент сырья и материалов, и описывает непосредственно процесс покупки:

  • осознание необходимости,
  • поиск и выбор поставщика,
  • переговоры по цене,
  • определение условий, связанные с поставкой товара.

Снабжение (supply) – термин более емкий и большинство специалистов считают, что термин «снабжение» является более широким понятием, чем «закупка» или «управление закупками», и включает закупку, складирование, транспортировку, оприходование товара, внутреннюю проверку распределение приобретенной продукции между структурными подразделениями предприятия и сохранность товара.

Управление снабжением (supply management) или управление цепью снабжения (supply chain management) часто употребляется в отношении деятельности по развитию отношений с лучшими поставщиками, тесно связанными со своими заказчиками, и создании прочных партнерских отношений.

Следует отметить, что зарубежные специалисты в области логистики вообще считают, что все эти термины устарели и не соответствуют действительности. По их мнению, целесообразно использовать категорию «поставка», которая включает в себя все вышеизложенные положения и связана с планированием, организацией, управлением и контролем движения материальных потоков в процессе обеспечения предприятия необходимыми ресурсами для осуществления его коммерческой деятельности.

Обобщая имеющиеся взгляды, определим логистику закупок как комплекс операций по доведению материального потока до предприятий, включающих в себя непосредственно закупку, доставку, приемку, хранение, подготовку и передачу материальных ресурсов на переработку, с целью удовлетворение потребностей предприятия в требуемых материальных ресурсах и готовой продукции, с максимально возможной экономической эффективностью, надлежащим качеством, соответствующим количеством и в кратчайшие сроки.

Именно такое понимание логистики закупок позволяет учитывать реалии современной экономической среды и разграничивать:

  • составляющие закупочной деятельности, включающие тактические (оперативные) и стратегические аспекты;
  • функционал управления, обеспечивающий целенаправленное выполнение закупочных операций;
  • интегративное единство маркетинговых, коммерческих и логистических составляющих закупочной деятельности.

Тактические аспекты закупок связаны с ежедневными операциями, направленными на избежание дефицита, отсутствие материальных ресурсов или готового продукта. Оперативная работа позволяет избегать проблем, связанных с отсутствие должного качества, количества и несвоевременной доставки требуемой продукции или материальных ресурсов. Управленческие решения по тактическим вопросам должны устранять узкие места, нерациональные потери денежных средств и времени в типовой процедуре закупок.

Стратегическая сторона снабжения охватывает непосредственно сам процесс управления закупками, связи и взаимодействия с другими отделами предприятия, поставщиками, потребностями и запросами конечного потребителя, планирование и разработка новых закупочных схем и методов и т. п. Потенциал стратегической сферы закупок велик.
Его развитие и использование зависит как от знаний о таком потенциале у руководства компании, так и от способности эффективно распределять корпоративные ресурсы.

В связи с этим в практике управления закупками доминируют именно стратегические постулаты. Наличие тактических и стратегических аспектов закупок позволяют констатировать, что осуществление закупок реализуется посредством управления внешними или внутренними цепями поставок.

Тактические действия связаны с необходимостью формирования внутренних цепей поставок, управление которыми предполагает тесное взаимодействие работников отдела закупок с другими подразделениями предприятия. Стратегические действия требуют построения внешних цепей поставок, управление которыми связаны с поставщиками, а также постоянным отслеживанием потребностей, разработка новых закупочных схем, методов и т. п.

Только комплексное управление внешними и внутренними цепями поставок позволяет значительно улучшить логистику закупок и на этой основе существенно повысить прибыльность и конкурентоспособность. Таким образом, в процессе организации логистики закупок важную роль играют координация действий, а также внутренняя и внешняя интеграция компании с участниками цепи поставок.

Добиться внешней интеграции, т. е. тесного взаимодействия с другими предприятиями, труднее, так как здесь невозможно применять административно-распорядительные меры. Успеха можно добиться посредством развития долгосрочных партнерских отношений, выработки общих стандартов выполнения бизнеспроцессов, оперативной и полной передачи поставщику требований конечного потребителя к качеству издательской продукции, срокам поставок, а также уровню логистического сервиса.

Современные закупки должны иметь комплексный характер и объединять два функционала: управление закупками (рurchasing) и управление поставщиками (supplier management).

Функционал управления закупками включает в себя в основном коммерческую и логистическую составляющие снабженческой деятельности. Распространенное определение этого функционала звучит следующим образом: управление закупками – это обеспечение организации продукцией заданного качества и количества из правильного источника, доставленной вовремя, в нужное место по правильной цене.

Под управлением поставщиками понимается аспект закупочной деятельности, относящийся к рационализации базы поставщиков, их отбору, координированию их работы, оцениванию показателей их функционирования и наращиванию потенциала их деятельности, что позволяет обеспечивать эффективную систему взаимоотношений между поставщиком и потребителем и формирует долгосрочные временные рамки сотрудничества на комплементарной системе отношений.

Эффективные закупки сопряжены с выполнением множества задач, имеющих отношение к разным аспектам деятельности компании, но только в единстве позволяющие достичь качественного уровня обеспечения предприятия требуемыми ресурсами, идентификация которых отражена на следующем рисунке:

Эволюция и современные тенденции управления закупками в логистике

В общем виде содержание логистики закупок через призму эволюционных изменений представлено в следующей таблице:

Эволюция и современные тенденции управления закупками в логистике

Эволюция и современные тенденции управления закупками в логистике

Таким образом, современный вектор развития управления закупками логистике направлен:

  • на обеспечение надлежащей координации действий в области закупок со стратегическими корпоративными целями компании при одновременном гармоничном учете интересов производства и сбыта;
  • на интеграционное единство всех видов работ, конечной целью которых являются своевременная закупка и доставка материальных ресурсов или товаров на предприятия с минимальными затратами, а также организация внутреннего обеспечения подразделений организации требуемыми ресурсами и доставка материальных ресурсов и товаров в установленные места;
  • на достижение конкурентных преимуществ предприятия за счет скоординированной и эффективной совместной деятельности с поставщиками и повышение ценности предлагаемой продукции на рынке сбыта;
  • на применении информационных технологий, позволяющих принимать эффективные управленческие решения в сфере закупок и формирующих единую платформу управления взаимоотношениями с поставщиками.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)