Целевые ориентиры, функции и задачи логистики закупок

Целью логистики закупок является надежное и качественное обеспечение подразделений компании предметами закупок и услугами надлежащего качества и соответствующего количества, необходимыми для выполнения запланированной производственно-финансовой деятельности с максимально возможной экономической эффективностью и в кратчайшие сроки от квалифицированного поставщика.

Цель может быть достигнута при условии:

  • выдерживания обоснованных сроков закупки необходимых предметов закупок;
  • обеспечения точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них подразделениями компании;
  • соблюдения требований производства или торговли в соответствии с установленными стандартами качества закупаемых материальных ресурсов и товаров;
  • оптимизация затрат на закупки в составе себестоимости продукции;
  • осуществления эффективного управления поставщиками.

Целевая ориентация закупок должна быть сопряжена с корпоративными целями компании. Одновременно цель закупок должна корректироваться оперативными действиями подразделения занимающегося обеспечением предприятия материальными ресурсами и иметь стратегическую перспективу, т. е. иметь долгосрочную перспективу и определять долгосрочные горизонты развития данного подразделения.

С учетом этого задачи логистики закупок можно описать в зависимости от уровня принятия решений, где выделяются:

  • задачи на корпоративном уровне, сводятся в поддержании корпоративной стратегии посредством нивелирования действий подразделений, занимающихся закупками, в целях удержания конкурентных преимуществ предприятия;
  • задачи на операционном уровне, заключающиеся в налаживании надежных и непрерывных поставок материальных ресурсов для обеспечения бесперебойного функционирования предприятия;
  • задачи на стратегическом уровне обеспечивают связи и взаимодействия с другими функциями компании, источниками снабжения, потребностями и запросами конечного потребителя.

Типовые задачи закупок в логистике и последствия их невыполнения представлены в таблице 3:

Целевые ориентиры, функции и задачи логистики закупок

Целевые ориентиры, функции и задачи логистики закупок

В укрупненном виде основные задачи логистики закупок можно представить следующим образом:

  1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья, материалов и комплектующих изделий и товаров. Следует иметь в виду, что материальные ресурсы и товары, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные средства организации, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу (программу продаж), или привести к ее изменению;
  2. Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них. Избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных средств и устойчивость выпуска продукции или реализации товаров и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума;
  3. Соблюдение требований производства по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий или товаров.

Для решения вышеперечисленных задач необходимо качественное выполнение функции, характерных для закупок.

В современных условиях важнейшим функциям закупок относятся следующие, которые можно объединить в семь блоков:

  1. Блок функций планирования: анализ процессов материально-технического обеспечения в текущем и отчетном периоде; прогнозирование потребления материальных ресурсов; расчет потребности предприятия в материальных ресурсах; определение объемов закупки материальных ресурсов в плановом периоде и потребности в денежных средствах.
  2. Исследовательский блок функций: анализ номенклатуры материальных ресурсов, потребляемых предприятием; анализ номенклатуры материальных ресурсов, предлагаемых на рынке; исследование эффективности использования материальных ресурсов; изучение опыта применения материальных ресурсов другими предприятиями; анализ объемов потребляемых материальных ресурсов, выявление тенденций и причин; изучение поставщиков, их условий продажи; исследование ценовой политики поставщиков, системы цен и скидок; изучение товаропроводящей сети поставщиков, выбор предпочтительной.
  3. Блок функций, связанных с выбором поставщиков: определение критериев выбора поставщика; формирование рейтинга поставщика; оценка эффективности деятельности поставщика.
  4. Оперативный блок функций: разработка планов завоза от различных поставщиков; определение потребности в транспортных средствах, подача заявок на транспорт; контроль отгрузки поставщиками; организация завоза материальных ресурсов; контроль за доставкой грузов; решение вопросов с финансовой службой об оплате счетов; оперативный учет поступивших материальных ресурсов; контроль за выполнением обязательств поставщиками; выявление фактической обеспеченности ресурсами и регулирование запасов материальных ресурсов.
  5. Организация хранения материальных ресурсов: подготовка к приемке грузов и организация работ по их разгрузке; входной контроль по целостности упаковки грузов, по количеству и качеству; размещение материальных ресурсов по местам их хранения; обеспечение сохранности материальных ресурсов; подготовка материальных ресурсов к передаче производству; комплектация заказов производства; организация отпуска материальных ресурсов производству.
  6. Доведение материальных ресурсов до внутренних подразделений предприятия: планирование потребностей внутренних подразделений; разработка лимитов на отпуск материальных ресурсов; оформление документов на отпуск; организация централизованной доставки материалов на рабочие места; организация отпуска материальных ресурсов внутренним подразделениям; контроль состояния запасов на рабочих местах и в кладовых цехов.
  7. Экономический блок функций: планирование показателей, отражающих объем и качество функционирования подразделения, занимающегося закупками; планирование потребности в трудовых и материальных ресурсах для закупочного подразделения; разработка системы оплаты и материального стимулирования труда закупочного подразделения; планирование и минимизация издержек функционирования закупочного подразделения; согласование показателей закупок с плановой и финансовой службами предприятия; экономический анализ и определение эффективности работы закупочного подразделения.

Все вышеперечисленные функции закупок реализуются в тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия (маркетингом, производством, бухгалтерией, финансовым, юридическим службами и др.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)