ECR – эффективная реакция на запросы потребителей

Система ECR представляет собой применение подхода JIT к процессу распределения товаров. С помощью этой системы обеспечивается «вытягивание» материального потока через организации, входящие в цепочку поставок.

Впервые применение ECR описано в 1980-х годах в отрасли модной одежды. По причине сезонности и быстрого устаревания товаров ритейлерам приходилось несколько раз в год устраивать распродажи, предлагая на них большие скидки. Это было необходимо для того, чтобы вернуть хотя бы часть вложенных в товары оборотных средств и освободить место на полках для коллекций следующего сезона.

Если в течение сезона обнаруживалось, что какая-то модель пользуется большим спросом, возникал дефицит, удовлетворить который швейные предприятия не могли, так как были заняты подготовкой к следующему сезону. В отрасли наблюдались высокий уровень запасов и огромная недополученная прибыль.

Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, ритейлер J.C. Penney создал одно из первых партнерств по ECR с компаниями Burlington (производитель тканей) и Lanier Clothing (производитель одежды). Суть этого партнерства была в том, что ритейлер в режиме реального времени передавал поставщикам информацию о продажах одежды в принадлежащих ему магазинах. При реализации достаточно большого количества товаров одного наименования поставщики должны были изготовить и доставить очередную партию одежды.

Для того чтобы иметь возможность изготовления продукции текущего сезона, поставщики обязывались резервировать часть своих производственных мощностей для выпуска наиболее востребованных в этом сезоне моделей. В результате работы партнерства объем продаж одежды вырос на 22 %, а объем запасов сократился на 50 % (следует иметь в виду, что запасы одежды – это товары, которые в конце сезона будут выставлены на распродажу, зачастую, по ценам, не покрывающим себестоимость изготовления).

Увидев эффективность работы системы ECR, к использованию этой идеи приступили организации, работающие на других рынках. Сегодня ECR широко распространена в сфере торговли продуктами питания и товарами массового потребления – одеждой, бытовой техникой, мебелью. С внедрением систем штрих-кодирования товаров и компьютеризации касс применение этих систем упростилось – появилась возможность автоматически создавать отчеты о продажах товаров и отправлять их поставщикам.

Несмотря на свое изящество и простоту, ECR-системы применимы далеко не на каждом предприятии. Если физическая доставка материалов осуществляется медленно или для доставки каждой партии товаров требуется согласовывать и заключать отдельный договор с поставщиком, применение сложных систем передачи информации становится неоправданным. Системы ECR сегодня применяются, преимущественно, в тех случаях, когда цепочка поставок не слишком длинна, а участники цепочки поставок заключили партнерское соглашение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)