Дивидендная политика

Дивидендная политика — это политика общества в области распределения прибыли компании, то есть политика распределения дивидендов между держателями акций, которая может быть прописана в отдельном внутреннем документе общества. Дивидендная политика формируется советом директоров.

В зависимости от целей компании и текущей/прогнозируемой ситуации, прибыль компании может быть реинвестирована, списана на нераспределенную прибыль или выплачена в виде дивидендов. Термин «дивидендная политика» в принципе связан с распределением прибыли
в акционерных обществах.

Дивидендная политика – политика, под которой понимают механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия. Также дивидендная политика является составной частью общей финансовой политики предприятия, заключающейся в оптимизации пропорции
между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Дивидендная политика — неотъемлемая часть решений руководства компании в области финансирования. Важнейший аспект дивидендной политики заключается в нахождении оптимального соотношения распределения прибыли между дивидендными платежами и той ее частью, которая остается в рамках компании для ее развития.

Под дивидендной политикой понимается совокупность решений о доле прибыли, идущей на выплату дивидендов. В широком смысле дивидендная политика представляет обязательства компании при прочих равных условиях направлять в пользу акционеров определенную часть чистой прибыли.

Закрепление во внутренних документах акционерного общества порядка расчета, утверждения и выплаты дивидендов служит целям информирования акционеров и заинтересованных лиц о принципах реализации имущественных прав по обыкновенным и привилегированным акциям.

Дивидендная политика как одно из направлений финансового менеджмента – решения, которые
компания принимает в зависимости от типа, периодичности и размера выплат держателям обыкновенных акций. В реальных условиях хозяйствования принятие финансовых решений, связанных с дивидендными выплатами, бесспорно, влияет на стоимость капитала и его рыночную цену.

Решающее значение при выборе дивидендной политики на практике имеет стратегия развития компании. Одним из ключевых вопросов дивидендной политики является необходимость выбора между двумя приоритетами – инвестировать большую часть чистой прибыли в целях будущего роста стоимости компании путем наращивания капитализированной стоимости, ограничивая выплату дивидендов, или выбрать политику высокого значения дивидендного выхода, влекущую рост цены акции, правда, чаще всего, в краткосрочном периоде.

Ведь следует учитывать, что на цену акции влияет и прогнозируемый темп прироста. Если компания будет инвестировать незначительные средства в активы, то возможности роста будут невелики и цена акции упадет.

С точки зрения перспектив развития компании, бесспорно, будущий рост дивидендов и рост цены в будущем являются для менеджмента предпочтительными. Но нельзя сбрасывать со счетов и интересы акционеров-собственников. Ведь не все инвесторы готовы вкладывать капитал в компанию с более высоким потенциальным ростом и, следовательно, получать меньшие дивиденды.

Другие предпочитают текущий доход и готовы вкладывать капитал только в компании с высокими показателями выплаты дивидендов. Не получив ожидаемой доходности на вложенный капитал, такие акционеры могут начать продавать свои акции, что чревато не только падением их рыночной цены, но и угрозой сосредоточения в руках стороннего инвестора контрольного или блокирующего пакета акций и, возможно, смещения действующего менеджмента компании.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)