Дидактико-теоретические основы понятий обучение и профессионально-ориентированное обучение

Понятие «обучение» является предметом исследования такого раздела педагогической науки как дидактика (от греч. didaktikos – поучающий и didasko – изучающий).

Дидактика – раздел педагогической науки, разрабатывающий проблемы обучения, в частности, проблемы постановки целей, проектирования содержания, методов, средств, организационных форм обучения, контроля и оценки результатов процесса обучения.

Одним из самых сложных вопросов педагогической науки является определение понятия «процесса обучения», поскольку он включает большое количество связей и отношений, множество различных условий и факторов.

В различных научно-педагогических изданиях и толковых словарях «обучение» определяется как:

  • целенаправленное взаимодействие преподавателя и обучающегося, в ходе которого решаются задачи образования;
  • процесс познания или вид познавательной деятельности;
  • целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений;
  • последовательно изменяющаяся деятельность учителя и учащихся, направленная на формирование системы знаний, основ научного мировоззрения, трудового и нравственного воспитания, творческой активности, обеспечивающих всестороннее развитие ученика;
  • взаимосвязь процессов преподавания и учения.

Преподавание – это деятельность педагога, включающая в себя:

  • передачу информации;
  • организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся;
  • оказание помощи при затруднении в процессе учения;
  • стимулирование интереса, самостоятельности и творчества обучающихся;
  • оценку учебных достижений обучающихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого обучающегося в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения.

Учение – деятельность обучающегося, предполагающая:

  • освоение, закрепление и применение знаний, умений и навыков; самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценку учебных достижений;
  • осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Целью учения является познание, сбор и перера-ботка информации об окружающем мире. Результаты учения выража-ются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии обучающегося.

Великий немецкий педагог второй половины ХIХ века Адольф Дистервег писал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учитель учит ее находить».

Преподаватель, излагая в систематизированном виде учебный материал и показывая наиболее целесообразные приемы практической работы, психологически готовит обучаемых к восприятию изучаемого материала, развивает у них познавательный и профессиональный интерес к предмету; совершенствует способности и умение самостоятельно приобретать знания; анализирует работу обучающихся и контролирует усвоение знаний, навыков и умений.

Стержень обучения – познавательная деятельность обучающихся; отражение в их сознании изучаемого материала, творческое использование в практической деятельности соответствующих знаний.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)