Болонский процесс

В предвидении грядущих неизбежных глобальных перемен и угроз речь, по мнению некоторых исследователей, должна вестись о распространении образовательного процесса на все социальное пространство – формировании глобальной международной образовательной  системы.

Назрела необходимость построить ее так, чтобы она нацеливала не только на наше собственное существование и развитие, но и способствовала пролонгации существования всего человеческого рода.

Болонские реформы можно рассматривать как европейскую реакцию на мировые тенденции развития сферы образования, как попытку включить позитивный потенциал этих тенденций в энергетику развития высшего образования в Европе. Принятая 18 сентября 1988 г. Всеобщая хартия университетов (Magna Charta Universitatum) напомнила Европе некогда интегрирующую функцию средневековых европейских университетов даже посредством языка, на котором она написана – латинского языка.

Начинается она словами: «Нижеподписавшиеся ректоры европейских университетов, собравшиеся в Болонье по случаю девятисотлетия старейшего университета Европы…»

В сентябре 2003 г. Болонскую хартию подписала Россия и общее число стран Европы, участвующих в настоящее время в Болонском процессе, достигло сорока. В рамках этого процесса предполагается создание до 2010 г. общеевропейской структуры высшего образования, основными положениями которой являются следующие:

  1. Многоуровневость высшего образования: бакалавриат (3–4 года), магистратура
    (1–2 года).
  2. Введение системы легко сопоставляемых зачетных единиц (системы «кредитов») для всех дисциплин программ высшего образования, позволяющей студенту выбирать необходимую дисциплину в любом из университетов стран-участниц Болонского соглашения, а освоение им этой дисциплины засчитывалось бы ему по системе «кредитов» в его университете.
  3. Введение единой системы контроля качества высшего образования на всех уровнях –от кафедры и вуза до общегосударственных образовательных систем.
  4. Расширение мобильности учащихся и преподавательского состава для взаимного обогащения европейским опытом.
  5. Обеспечение трудоустройства выпускников: знания выпускников должны быть применимы и практически использованы на пользу всей Европы.
  6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования для привлечения в Европу большего количества учащихся из других регионов мира.

Россия не может оставаться в стороне от общеевропейских интеграционных процессов в образовании, ибо таким образом она рискует утратить возможность участия в европейском рынке образовательных услуг. В условиях развития дистанционных технологий это чревато потерями огромных средств российскими высшими учебными заведениями.

Участие России в Болонском процессе определило для российских университетов необходимость обеспечения технологической, академической, учебно-методической, правовой и организационной интероперабельности учебного процесса.

В контексте Болонского соглашения термин «интероперабельность» определяется прежде всего переходом к разработке соответствующих технологий обучения; созданием учебно-методического обеспечения, соответствующего по структуре и качеству международным стандартам; обеспечением академической мобильности и внедрением системы кредитов; разработкой учебного контента (содержания) с использованием объектно-ориентированных технологий построения учебно-методических материалов.

Одной из приоритетных становится проблема качества образования, которая связана с  возможностью наиболее полной реализации возможностей и способностей человека, с
получением достойного места работы и вознаграждения за квалифицированный труд.

Качество образования – сложное и многофакторное понятие, включающее:

  • современность системы образования;
  • соответствие содержания образования требованиям развития страны и интересам личности обучающихся;
  • степень реализации вузом задач высшего образования. Качество образования имеет социальный характер, оно зависит от эффективности реализации имеющегося национального потенциала развития страны и потому становится не только главным инструментом внутренней национальной политики, но и значимым фактором международного влияния, международного престижа.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)