Биомедицинская этика

Одно из наиболее активно развивающихся направлений этики взаимоотношения науки и общества – проблемы биомедицинской этики.

Разрабатываемые новые медико-биологические технологии, пройдя соответствующие стандартные доклинические, клинические испытания попадают в том или ином виде на «рынок медицинских услуг».

На этом пути сегодня возникает ряд проблем. Эти проблемы находятся на стыке таких этических вопросов, как ответственность исследователя за результаты своей научной работы и оценка возможных отдаленных последствий новых разработок.

Возникает этическая дилемма между научным и практическими (в том числе и коммерческими) интересами по лечению пациента, с одной стороны, и между локальным по времени успехом в лечении и отдаленными последствиями этого лечения, с другой стороны.

Биомедицинская этика – прикладная медицинская этика, составная часть биоэтики, которая решает частные вопросы медицины.

Возникновение биомедицинской этики во второй половине ХХ в. связано с рядом обстоятельств:

  • процесс трансформации традиционной этики вообще и медицинской этики в частности;
  • необходимость и потребность осмысления и нравственной оценки бурно развивающихся исследований в сфере биологии и медицины;
  • постоянно увеличивающееся в условиях гуманизации общества внимание к правам человека.

Фундаментальной проблемой современной биомедицинской этики становится защита прав человека (в медицине – это права пациента, испытуемого и т. д.) при его соприкосновении – вынужденном или добровольном – с медико-биологическими воздействиями и манипуляциями.

«Планируя эксперимент с участием пациента, врач обязан тщательно сопоставить степень риска причинения ущерба пациенту и возможность достижения предполагаемого положительного результата», – гласит Этический кодекс российского врача, статья 18, утвержден 4-й Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994.

Как сопоставить риск причинения ущерба и возможность достижения положительного результата, уменьшить степень риска проведения медицинских исследований с участием человека в качестве испытуемого?

Вспомним основные принципы биомедицинской этики:

  1. Принцип «не навреди» при проведении терапевтических и исследовательских манипуляций.
  2. Принцип «делай благо»: норма поведения врача (исследователя), которая требует (предполагает) позитивных действий специалиста (врача, исследователя) в отношении решения проблем пациента (лечения, диагностики и т. д.).
  3. Правило «информированного согласия»: норма, предполагающая перед проведением медико-биологической манипуляции информировать пациента (испытуемого) о всех аспектах этой процедуры (цель, продолжительность, риск, сравнение с альтернативными методами и т. д.) и получить его добровольное согласие на проведение этих манипуляций.
  4. Принцип «уважения автономии личности» предполагает, что каждая личность (пациента, испытуемого) обладает безусловной ценностью и в состоянии сама определить свою судьбу.

С учетом первого принципа возможными способами снижения степени риска для пациента могут быть:

  • обязательная предварительная проверка на животных;
  • испытание на пациентах-добровольцах;
  • применение вначале только для безнадежных больных;
  • применение при условии, что это окажет хотя бы психологическую поддержку пациенту;
  • применение в первую очередь традиционных (то есть наверняка безопасных) методов лечения, когда это возможно;
  • применение нового метода с осторожностью, которая допустима. «Врач должен соблюдать крайнюю осторожность при практическом применении новых для него методов», – Эический кодекс российского врача, статья 19, утвержден 4-й Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994 г.);
  • постоянное наблюдение за пациентом и принятие экстренных мер, 8) применение при отсутствии даже теоретически возможных негативных последствий.

С учетом второго принципа:

  • наличие собственного понимания исследователем механизмов положительного действия данного метода на конкретного пациента;
  • продолжение профессиональных клинических исследований;
  • наличие поддержки и согласия международного научного медицинского сообщества («Новые медицинские технологии или препараты могут применяться во врачебной практике только после одобрения медицинской ассоциацией», – Этический кодекс российского врача, статья 19, утвержден 4-й Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994).

С учетом третьего и четвертого принципов:

  • применение на пациентах на основе информированного согласия («Любое исследование с участием пациента может проводиться только с его согласия и при условии одобрения этического комитета», – Этический кодекс российского врача, статья 18, утвержден 4-й Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994), применение на пациентах с обязательным оформлением страховки на случай негативных последствий;
  • финансовая поддержка участникам апробирования новых методов (Егоренков, 2002).

На стадии доклинических испытаний нового препарата, нового метода лечения, диагностики и т. д. за безопасность результатов исследования ответственность несут химики, физики и, конечно, биологи, которые в дальнейшем передают результаты врачам.

Зная молекулярные механизмы функционирования организма человека в норме и патологии, именно биологи должны задуматься, в том числе о возможных отдаленных последствиях внедряемой в практику новой или улучшенной медико-биологической технологии.

Именно биологию в настоящее время считают «опасной наукой». Биомедицинская этика, будучи по определению шире медицинской, включает последнюю и выходит за её пределы.

Во-первых, биомедицинская этика рассматривает проблемы ценностного характера, свойственные всем профессиям, связанным с Живым, включая профессии биологов, медиков и смежные с ними – психологов, экологов и др.

Во-вторых, она накладывает отпечаток на все биомедицинские исследования вне зависимости от того, имеют ли они прямую связь с лечением больных.

В-третьих, она включает широкий спектр социальных вопросов, связанных с общественным здравоохранением, безопасностью труда, контролем за популяционными процессами.

В-четвертых, она выходит за рамки жизни и здоровья человека, касаясь проблем существования животных и растений, вопросов экспериментирования на животных и соблюдения экологических требований.

Таким образом, сфера биомедицинской этики не ограничивается только исследованиями.

Этика научно-медицинских исследований как часть биомедицинской этики – проблемное поле, которое оформилось в самостоятельное биоэтическое направление под названием «исследовательская этика» (англ. researсh ethics).

К нему следует отнести, прежде всего, вопросы регуляции экспериментов на человеке, защиту его прав и достоинств в процессе исследований, вопросы о моральной допустимости исследований в определенных областях или на определенных объектах (половые клетки, эмбрионы, гены, стволовые клетки), разработка этических
регулятивов отношения к животным как при проведении научных исследований, так и в производственной деятельности.

Научный прогресс в области биологии, медицины и защиты здоровья человека невозможен без исследований, которые включают эксперименты с участием животных и людей.

Вопрос о допустимости экспериментов на животных является сложной нравственной проблемой в области взаимоотношения человека и животных, которую человечество пытается и не может пока решить.

Интересно
Биомедицинские лабораторные изыскания способствуют не только развитию научных знаний. Без них человечество не сможет бороться с болезнями и облегчать человеческие страдания.

При этом учёному никогда не следует забывать, что используемые им для научной работы «меньшие братья» являются живыми существами. В частности, по мнению известного немецко-французского мыслителя Альберта Швейцера (1875–1965), именно по отношению человека к животному можно судить об уровне духовного и культурного развития личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)