Авторский проект

6 ноября 1996 г. вышел первый выпуск «Паравозов-News» — за­меток «обо всем и ни о чем» сервера ok.ru Ивана Паравозова (Алек­сандра Гагина).

В конце 1996 г. колонка «Паравозов-News» перешла на сервер только что возникшей компании «Ситилайн» (московский интернет-провайдер) и стала служить этой фирме живой и веселой рекламой.

24 декабря начинает выходить «Вечерний Интернет» — ежеднев­ное обозрение русской и мировой Сети под редакцией А. Носика. Авторская колонка Носика имела громадный успех.

Писавший на самые различные компьютерные, сетевые и околосетевые темы, Но­сик приучил читателя к ежедневному чтению электронного издания. Фактически «Паравозов-News» и «Вечерний Интернет» стали пер­выми сетевыми изданиями, существовавшими в форме авторского проекта.

В нашей культурной реальности сложилось так, что эпитет «ав­торский» применяется тогда, когда трудно определить и классифи­цировать что-то вновь созданное, одновременно отличное и подоб­ное своим признанным прототипам, но в чем состоит сходство и раз­личие, сказать трудно.

Так, наверное, рождались понятия «авторская песня», отличающаяся и от романса, и от эстрадной песни, «автор­ское телевидение», посредством которого автор передает свое виде­ние и понимание реальности. Этот же термин был применим и к самодеятельным, в полном и буквальном смысле этого слова, журнали­стским интернет-проектам. Авторский проект — это популярный, хорошо посещаемый сайт, полностью создаваемый и поддерживаемый усилиями одного человека, где появляются результаты его жур­налистского творчества.

Естественно, что интернет-журналистика первое время была ото­рвана от традиционной журналистики. Публикации веб-журналистов не считались солидными публикациями, а сами веб-журналисты не нуждались в помощи профессиональной журналистской среды, пред­ставители которой не имели понятия, зачем, о чем и как нужно пи­сать в сети.

Таким образом, интернет-журналистика формировалась сти­хийно, часто людьми, не имеющими отношения к традиционным СМИ.

Становление авторских проектов очень похоже на молодость русской журналистики, когда журналы выпускались энтузиастами, имели тираж, как правило, 200 экземпляров и существовали от не­скольких месяцев до нескольких лет.

Авторские проекты, будучи некоммерческими и внеконъюнктурными, оказались свободными от многих ограничений, что, конечно, является хорошей предпосылкой творчества.

Здесь уместно процитировать А. Андреева, автора «Манифеста Се­тевой литературы, или Личного опыта поэтической независимости»:

Сеть — это:

  • а) возможность свободно публиковаться и не зависеть при этом от различных нелитературных аспектов материального мира, связанных с расходами на публикацию и распространение, со знакомствами и исповедуемой идеологией и пр. Более того, автор может хранить полную анонимность, что позволяет ему раскрыть те стороны своего таланта, которые в реальной жизни человека часто подавляются (даже чисто психологически, самостоятельно) «рамками» и «ролями» материального мира.
  • б) возможность — читателям — оценивать «чистый текст» независимо от имени автора и других его нелитературных атрибутов (возраста, пола, национальности, социального статуса). Кстати, прошлый литературный опыт — это тоже часто нелитературный атрибут: если человек написал хорошую вещь, это вовсе не означает, что все его следующие произведения будут хорошими.

Авторские проекты, таким образом, стали лабораторией новой журналистики, хотя их значение оценено и изучено еще очень мало. Авторские проекты — не только первый опыт интернет-журналисти­ки, ее непосредственное начало и олицетворение, но и прообраз будущих СМИ.

Авторские проекты раскрыли сильные стороны интернета как медиа.

Причины малоизученности авторских проектов еще и в том, что научный инструментарий, используемый для исследования журнали­стского творчества для интернет-журналистики, применим весьма ограниченно, так как необходимо еще доказать, что веб-сайты можно отнести к СМИ.

Действительно, средство (medium) передачи информации и сама массовость (mass) в интернете имеет свой смысл, так как средство здесь нужно употреблять в множественном лице. Интернет — это система средств, а массовость, напротив, сводится до множества от­дельных трансакций.

Интернет преобразует до неузнаваемости классическую схему коммуникации «источник—сообщение—получатель». Коммуникация в интернете принимает разные формы — от WWW-страниц до обмена электронными письмами друзей.

Каждое звено в цепочке «источник-сообщение—получатель» может полиморфно трансформироваться в непредсказуемых пределах. Источником может быть как частное лицо, так и группа журналистов, сообщением — журналистский материал или текст сообщения в чате, а получателем — один человек или ауди­тория, потенциально состоящая из миллионов человек.

Интернет можно рассматривать как средство массовой информа­ции в том случае, если используемая коммуникационная модель имеет направленность на массовую аудиторию. Посетителей страниц лишь в редких случаях можно отнести к таковой, вследствие их ак­тивности в выборе страниц, т.е. самоидентификации.

Исследовательский интерес к авторским проектам проявляют, ко­нечно, сами их участники и пионеры русского интернета: А. Носик, Е. Горный, Л. Горалик, авторы рубрики «Net-культура» Русского жур­нала. Эта тема пока является предметом обсуждения достаточно узкого круга энтузиастов и ждет серьезного исследования.

В отличие от России на Западе признание интернет-изданий произошло практически сразу, как только интернет перестал быть феноменом для избранных и стал массовым явлением начиная с 1995—1996 гг., т.е. тогда, когда появились Windows-95 и первые графические браузеры.

Тогда же появились первые новостные сайты, которые могли бы­стро и с малыми затратами транслировать в интернет полученные с телетайпных лент данные, а также первые интернет-обзоры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)