HTML язык разметки гипертекста

Подавляющее большинство текстов, размещенных в интернете, закодировано с помощью формата HTML — hypertext markup lan­guage. Хотя HTML именуется языком, это не совсем язык, точнее, не совсем язык программирования.

Это всего лишь правила верстки текстовой и графической информации, соблюдая которые, можно быть уверенным в том, что браузер (программа просмотра) отобразит текст на экране так, как вы это задумали. Изучение этих правил необходимо для любого, кто хочет что-либо поместить в интернете.

Конечно, можно набрать текст в редакторе Word, а затем, воспользовавшись кнопкой «сохранить как», перевести документ в формат HTML. Однако полученная таким образом страница содержит много мусора и медленно загружается. Так что, если ваша цель — вызвать у посетителей максимальное раздражение, смело помещайте полученные таким образом страницы.

Есть также редакторы, позволяющие верстать веб-страницы в визуальном режиме, например очень удобный и похожий Word — FrondPage2003, однако и они не идеальны и требуют «ручной» коррекции кода.

Особенность верстки для HTML заключается в том, что код доступен для просмотра и может быть отредактирован с помощью самого простого текстового редактора — блокнота. Ничего подобного не существует для документов, подготовленных в Word и с помощью специальных издательских пакетов, таких как Adobe PageMaker или Quark XPress.

HTML-код — очень экономный формат, он содержит только сам текст и указания браузеру (в форме специальных команд — тэгов, и их атрибутов), как отображать текст и графику. Здесь мы не будем вдаваться в подробности HTML, скажем только, что изучить их можно, воспользовавшись многочисленными руководствами, разбросанными в интернете.

Некоторые из них называются «HTML за пять минут», и это не преувеличение. Оставим читателям право самостоятельно постигать премудрость гипертекстовой маркировки, ограничившись описанием структуры документа, так как именно формат структуры документов непосредственно связан и с форматированием содержания.

История HTML начинается с 1969 г., когда появился первый язык разметки технической документации GML (generalized markup language) — основной язык разметки. Его создателем считается Чарльз Голдфарб, работавший в компании IBM. В 1986 г. этот язык получил статус международного стандарта и название — SGML (stan­dard generalized markup language).

Главной недоработкой SGML было то, что язык не являлся полной системой разметки текста, а представлял собой лишь удобный метаязык, помогающий выстраивать текст под требуемые запросы. SGML применялся лишь для синтаксиса записи элементов разметки, а также для определения новых элементов и указания структурных элементов между ними.

Впоследствии SGML был взят за основу сотрудниками Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN) для разработки уже собственно HTML.

Разработка языков разметки продолжается и будет продолжаться в обозримом будущем.

Появляются новые тэги, расширяется список поддерживаемых атрибутов. Появились спецификации так называемых каскадных таблиц стилей (CSS), позволяющие управлять атрибутами тэгов извне, например менять дизайн всего сайта, редактируя только один файл.

Появился новый язык XML, который содержит в себе только структуру документа и в принципе позволяет создавать пользовательские правила разметки. Параллельно и во взаимосвязи с развитием языков происходит развитие браузеров, обязанных следить за изменениями в стандартах.

Общая тенденция состоит в следующем — языки разметки движутся в направлении формализации текстово-графических структур, стремясь отделить форму представления контента от самого контента. Осуществляется попытка стандартизации форм представления информации с одновременным расширением возможностей пользователя управлять этими формами представления. Этот процесс можно сравнить с процессом упрощения математических выражений, свертки системы частных понятий в общую категорию, формирования иероглифов, разработки алфавита.

Несмотря на то что все описанное происходит в подводной части информационного айсберга, подверженного технологическим течениям, нельзя считать, что процессы, касающиеся форм представления содержания, не влияют на содержание. Напротив, развитие языков разметки меняет контент в локальном и глобальном плане.

Прежняя практика подготовки текстов с помощью машинистки, и даже современная — самостоятельный набор текста в редакторе Word — не подходят для интернет-публикаций.

Содержание текста ни в какой степени не зависело от технических свойств пишущей машинки или от недоступного пользователю внутреннего кода документов Word и даже от доступных пользователю функций этого редактора. Другая ситуация для веб-публикаций; в этом случае существует прямая зависимость контента от структуры как кода, так и сети.

Первые браузеры визуализировали только текст, контент напоминал телетайпную ленту, только развернутую на экране. Некоторые пользователи электронной почты, привыкшие к телеграммам, писали примерно так: «Грузите апельсины бочках тчк», пропуская предлоги и союзы, используя сокращения. Кстати, такой стиль частично сохранился до сих пор, например, ИМХО — «по моему скромному мнению», HI — «всем привет».

Но так как объем трафика (трафик — количество передаваемой информации, как правило, оплачиваемый) от таких сокращений уменьшался не слишком сильно, от телеграфного стиля перешли к эпистолярному.

Появились обороты: «Уважаемый имярек…» «С уважением…» и др. Появились так называемые сигнатуры — автоматически вставляемые в письмо тексты с адресом, именем и отчеством, девизом. Эти сигнатуры могли содержать рисунки, сделанные с помощью точек и тире.

Так как текст является достаточно бедным коммуникативным каналом, то с целью его эмоциональной раскраски были введены смайлики — значки, составленные из простых символов, рассматриваемых с наклоном головы влево, например :—) — шучу; :—(—сожалею и т.п. Смайлики утвердились как особого рода иероглифический язык и широко используются в различных сетевых изданиях. Правда, внешний вид их изменился.

Впоследствии с появлением графических браузеров формы представления информации постоянно совершенствовались. Сегодня HTML-документ может быть оформлен и как обложка глянцевого журнала, и как газетная полоса, и как экран телевизора, с той лишь разницей, что есть дополнительная возможность управления картинкой на экране.

Иными словами, веб-дизайн сегодня обладает большими возможностями, чем дизайн других средств массовой информации. Кроме того, веб-дизайн является интерактивным, содержащим смысл элементом контента, чего нельзя достичь в печатных СМИ.

Вернемся к структуре HTML-документа. Напомним, что в настоящее время существует масса редакторов веб-страниц, которые не требуют от вас знаний основ HTML. Но для того чтобы уметь профессионально готовить гипертекстовые документы, необходимо знать их внутреннее строение, т.е. код документа HTML.

HTML позволяет вам формировать различную гипертекстовую информацию на основе структурированных документов.

Обозреватель (браузер) определяет сформированные ссылки и через протокол передачи гипертекста HTTP открывает доступ к вашему документу другим пользователям интернета.

Естественно, для успешной реализации всего этого необходим софт, полностью совместимый с WWW и поддерживающий HTML.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)