Авторская педагогическая технология С. Н. Лысенковой опережающее обучение и использование опорных схем

Концептуальные положения ее технологии:

  1. Личностный подход в педагогике сотрудничества; Успех главное условие развития детей в обучении.
  2. Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь.
  3. Предупреждение ошибок, а не работа над ними.
  4. Последовательность, системность содержания учебного материала.
  5. Дифференциация, доступность задания для каждого.
  6. К полной самостоятельности постепенно.
  7. Через знающего ученика учить незнающего.

Первый «кит», чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать введение их в учебный процесс. Трудную тему она начинает не в заданные программой часы, а намного раньше это перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики.

Далее следует обобщение по теме на основе определенных знаний. Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:

  • предварительное введение первых порций будущих знаний;
  • уточнение новых понятий, их обобщение, применение;
  • развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое распределение усвоения учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память. Вторым «китом» является комментируемое управление, оно представляет собой по существу, ответ с места на вопрос о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, поддерживать непрерывную обратную связь со всем коллективом.

С.Н. Лысенкова объединила комментирование трех действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает, одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.

С помощью комментированного управления:

  • средний и слабый, тянутся за сильным учеником;
  • развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;
  • ученик становится в положение учителя, управляющего классом.

Наконец третий «кит» системы С.Н. Лысенковой это опорные схемы выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Весьма важное условие в работе со схемамиопорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а ученикам легче учиться.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)