Звук как объект слухового восприятия

Формулируя основные положения системного подхода к изучению слухового восприятия, мы выделили в качестве главных объяснительных понятий анализа целостность и предметность слухового образа. Особый интерес для нас представляет рассмотрение вопроса о предметности образа, поскольку в работах по изучению слухового восприятия этот вопрос разработан в наименьшей степени.

Как уже отмечалось, содержание понятия предметности обычно связывается с конкретным значением этого слова – с отражением предмета как обособленного в пространстве и во времени физического объекта.

Такое представление оказывается достаточно ясным для случая зрительного восприятия. Объекты зрительного восприятия действительно имеют хорошо локализуемую в пространстве структуру и могут быть легко выявлены на основании этого в качестве целостного образования.

Гораздо менее определенное место вопрос предметности занимает при анализе слухового восприятия. Что является в этом смысле объектом слухового восприятия? Нужно ли в ка- честве такого объекта рассматривать продуцирующий звук физический объект, воспринимаемый одновременно и как зрительный объект?

И если нужно, то насколько обязательно такое соответствие? То есть будет ли таким «предметным» объектом слухового восприятия звук, не имеющий точного соотнесения с каким-либо зрительным объектом, но при этом четко локализуемый в пространстве и хорошо выделяемый среди других звуков по своему референтному значению?

Можно было бы задать еще много таких вопросов, связанных с использованием понятия предметности для анализа слухового восприятия. Однако не на все из них мы можем сейчас дать однозначный ответ. Действительно, полимодальная основа слухового восприятия предполагает несомненную связь слухового образа со зрительным, и наоборот.

Значит, если некоторый зрительный объект продуцирует звук (например, птица поет), его вполне можно рассматривать и в качестве объекта слухового восприятия, конкретизируя, насколько возможно, предметное содержание (обозначив, например, как «пение соловья»). В то же время вряд ли правомерно говорить об отсутствии объекта слухового восприятия, если пение этого же соловья воспроизводится громкоговорителем, т.е. без исходно- го зрительного объекта.

Тем более неубедительным в этом случае будет утверждение о том, что именно громкоговоритель является объектом восприятия. Данные рассуждения имеют принципиальный смысл, если принять во внимание, что слуховое восприятие совсем не обязательно должно сопровождаться восприятием зрительным (например, слушание в полной темноте).

Как видим, выбор оснований для классификации звуков акустического окружения человека не является однозначной задачей. Прежде чем проводить такую классификацию, еще раз вернемся к некоторым теоретическим положениям, связанным с представлениями о структуре об- раза восприятия, о характере процессов его формирования.

В качестве основного объяснительного понятия для анализа восприятия, как уже было сказано, следует рассматривать понятие предметности образа. Предметный образ любой модальности при развитии человека формируется под воздействием сигналов разных модальностей, т.е. в целом является полимодальным.

При этом, как показали многочисленные авторы, первичным, стержневым оказывается зрительный  образ. Другими словами, непрерывное развитие слуховой системы человека происходит в условиях полимодального восприятия.

При таком становлении слуховой системы формируются определенные механизмы слуха, обеспечивающие способность человека к восприятию целостных звуковых объектов; т.е. исходно целостная структура слуховых образов, отражающая пространственно-временную обособленность слуховых объектов, связана с опытом слушания и слышания звучаний физических предметов, которые могут быть прежде всего восприняты зрительно (а иногда – и осязательно). Многие исследования по онтогенезу восприятия подтверждают это положение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)