Перцептивный опыт оператора

Генетическое исследование профессии – динамики мира профессионала в развитии профессии, определяемом развитием технологии, – имеет большое значение для понимания и описания мира профессионала. Образ мира как система отношений человека с миром является также и отображением мира, точность и адекватность которого определяются активным отношением, деятельностью, осуществляемой человеком в мире.

Слои образа мира, глубинные и поверхностные, с раз- ной степенью конкретности фиксируют окружающие предметы и способы действий с ними. Содержания разных слоев образа мира могут не совпадать, даже противоречить друг другу. Этим определяется сложность структуры образа мира данного субъекта.

Изменчивость содержаний слоев образа мира определяется их близостью к периферии, к миру предметов. Образ мира открыт, с одной стороны, во внешний мир, с другой – в мир внутренний, где рождаются цели и потребности, формируются программы действий, где живут мысли и воспоминания.

Такой образ исходит из прошлого и устремлен в будущее. Образ мира строится спонтанно, но участие субъекта также нельзя отвергать: он строит собственный образ мира, организуя его в соответствии с целями и планами действий. Детальность представлений предметов на разных уровнях образа мира определяется тем, насколько точны и подробны схемы преобразований предметов.

Рассматривая чувственную ткань образа мира, иначе – перцептивный мир, нельзя не признать его определенную независимость от глобальных и ситуативных целей субъекта, от его действий и Деятельностей, которые связаны с глубинными слоями образа мира, где подчеркиваются самые глубокие и значимые отношения человека к миру.

Далее перцептивные миры пилотов и штурманов будут рассмотрены в историческом аспекте – на материале развития авиации. Развертывая содержание опыта субъекта, покажем его активную роль в формировании образа мира и выделим роль значимого другого человека в формировании структур профессионального опыта.

Особое внимание будет уделено переходам от внека- бинного перцептивного мира к внутрикабинному – и обрат- но. Мы сочли полезным привести пространные цитаты из описаний, сделанных летчиками, чтобы ярче и отчетливее представить феномен перцептивного мира.

В прежние времена человек, стремившийся в небо, дол- жен был сам построить летательный аппарат. Испытывая и совершенствуя его, человек совершенствовал и навыки управ- ления самолетом. Пилот и конструктор К. К. Арцеулов так описывает встречу с необычным, доселе неведомым, миром:

«Сделал вираж, такой круг, чтобы вспомнить еще раз все свои приемы, которые, я предполагал, выведут самолет из штопора. Потом сбавил газ по возможности, чтобы потерять скорость, задрал самолет, выключил мотор – самолет закачался.

И достаточно было немного тронуть одной ногой, как самолет свалился на левое крыло – завертелся в штопоре… Было очень тихо. Только свист в расчалках, и все предметы в зоне сливаются в опрокинутый конус, у вершины которого мелькает здание школы. На ручке управления исчезло чувство опоры…

Конечно, впечатление, первый раз попав в штопор, было не особенно приятное, и поэтому, как только я убедился, что это действительно штопор, я сейчас же применил свои предложенные приемы, чтобы вывести самолет: ручку отдал от себя и сильно дал ногу, обратную вращению штопора.

Я почувствовал, что на рулях появилось давление воздуха – самолет я остановил…».

Из этого отрывка видно, что перцептивный мир пилотов в то время содержал внекабинные предметы, к ним добавлялся звук мотора да свист ветра в расчалках. В условиях спокойного полета восприятие мира сверху доставляет человеку огромное удовольствие, поскольку с ощущением быстрого движения и расширением перспективы соединялись чувство рис- ка и переживание могущества.

Перцептивный мир сугубо индивидуален. Это прекрасно видно из описаний Антуана де Сент-Экзюпери, в которых есть пространство, время, движение, краски, свет, переживание опасности и чувство связи с людьми и землей, восхищение мужеством друга, любовь к жизни. Все оценки, связанные с положением самолета и его движением пилот должен был выполнять на основе непосредственного восприятия окружающего мира, сопоставляя положение горизонталей и вертикалей в конструкции самолета с местными предметами и линией горизонта.

Пилот Пуантис пишет: «Я лично помню, что, когда я обучался во Франции в 1918 г., было принято считать, что хороший летчик не должен никогда пользоваться указателем скорости, и всякий летчик, не рискуя потерять свой авторитет у товарищей, остерегался говорить, что ему приходилось пользоваться им.

Считалось, что пилотирование должно быть основано исключительно на непосредственных физических ощущениях (летное чутье) и что летчик, пользующийся пилотажными приборами, тем самым доказывает, что он недостаточно чувствует свой самолет.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)