Профессиональная ошибка в деятельности оператора
Одной из наиболее частых причин несчастных случаев, аварий и катастроф в промышленности, на транспорте и в других сферах деятельности человека являются ошибочные действия специалиста. Их роль стала особенно очевидной в последние десятилетия, когда сложность и ответственность многих видов деятельности существенно возросли.
Поэтому установление истинных причин ошибочных действий и разработка на этой основе эффективных профилактических мероприятий – важное направление в предотвращении несчастных случаев, аварий и катастроф в различных сферах человеческой деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что только констатация факта ошибки или обвинение персонала в его причастности к происшествию без выявления всех причин случившегося ничего не дает для предупреждения подобных инцидентов в будущем.
Однако такой взгляд на ошибку существует и обусловлен тем, что человек (специалист, профессионал) является последним звеном в цепи событий, и именно его действия, в конечном счете, определяют надежность любой профессиональной деятельности.
По своей природе ошибочное действие – био-социо- техническое явление, отражающее нарушение взаимодействия субъекта и объекта профессиональной деятельности и обусловленное, с одной стороны, низкой профессиональной пригодностью специалиста, а с другой – эргономическим несовершенством средств труда, недостатками в организации, содержании и условиях деятельности.
С позиции данного подхода ошибочное действие следует рассматривать как результат нарушения взаимодействия в системе «субъект – объект труда», проявившийся таким действием или бездействием человека, которое привело к отклонению трудового процесса за допустимые пределы. Такое понимание природы ошибочного действия человека нацеливает на поиск его причин во всех компонентах системы «субъект – объект труда».
Системным свойством человека, обеспечивающим без- ошибочность его работы, выступает профессиональная надежность. Под профессиональной надежностью понимается безотказность, безошибочность и своевременность действий человека по достижению конкретной цели в заданных условиях при взаимодействии с объектом труда и другими специалистами. Надежность является высшим критерием профессиональной пригодности специалиста.
По мнению В.Д. Небылицына, надежность определяется тремя группами факторов:
- степенью инженерно-психологической согласованности техники с психофизиологическими возможностями человека для решения трудовых задач;
- уровнем обученности и тренированности человека для выполнения этих задач;
- психофизиологическими данными человека, в частно- сти, особенностями нервной системы, порогами чувствитель- ности, состоянием здоровья, а также психологическими осо- бенностями его личности.
Профессиональная надежность как системное свойство субъекта труда обусловлено совокупностью как его внутренних, так и внешних факторов. Среди внутренних факторов приоритетными являются не только профессиональные характеристики, состояние здоровья, но и особенности мотивационно-потребностной, когнитивной, психомоторной, эмоционально-волевой, темпераментальной и характерологической сфер личности. Внешние факторы включают эргономические характеристики средств труда, особенности организации, содержания и условий деятельности.
Важно подчеркнуть, что любые попытки свести к нулю вероятность проявления ошибок человека путем внедрения новейших достижений психологии, эргономики и других наук при проектировании, изготовлении отдельных компонентов системы «субъект – объект труда» обречены на неудачу.
Это объясняется тем, что эргономичность отдельных компонентов системы не в полной мере гарантирует надежность системы в целом. Только эргономичность всей системы обеспечивает ее надежное функционирование.
- Феноменологический подход
- Оценка качества системы пользователем
- Оценка характеристик электронных персональных органайзеров
- Методы исследования эргономичности рабочего пространства
- Эргономика в структуре психологического знания
- Специфика индивидуальной и групповой деятельности операторов в системе СЧМ
- Перцептивный опыт оператора
- Деятельность оператора в системе СЧМ
- Приемы принятия и обработки информации в системе СЧМ
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу