Золотой век русской культуры

В XIX веке русская культура пережила невиданный взлет, приобрела всемирное значение. Неповторимое своеобразие культуры этого периода состояло в том, что в ее центре – не столько произведения и результаты человеческой деятельности, сколько сам человек.

Стоит вспомнить, что весь XVIII век русская культура носила придворный характер, концентрируясь вокруг двора. Придворными были изобразительное искусство и словесность, архитектура, наука, образование. Практически все крупные деятели перечисленных областей занимали какие-то должности (более или менее почетные) в государственном аппарате и при дворе. В результате лица творческих профессий ставились в подчинение, нередко зависимое от прихотей начальства.

“Деятельность ни в одной из областей культуры XVIII века не была настолько почетной, чтобы хоть как-то сравниться с военной или государственно-административной службой”.

С приходом в русскую культуру дворянина, помещика, барина она на весь “золотой век” вперед приобретает некоторые неизменно устойчивые черты:

  • это не просто внутренняя независимость, а ощущение совершенно естественного права на свой взгляд на мир;
  • художник – барин, помещик – никому не служит и не хочет служить;
  • в его взглядах на мир есть свобода в непредвзятости.

Соответственно деятели искусства не были выходцами из знатных семей и из богатых кругов. Новая дворянская культура чаще всего пользовалась услугами лиц низших сословий. К XIX веку ситуация радикально меняется. Крупные представители искусства начала века – почти исключительно дворяне. Чаще всего среднепоместные, то есть не очень богатые, но и не настолько бедные, чтобы видеть в занятиях искусством средство к существованию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)