Живопись в мировой художественной культуре

На рубеже веков продолжают творить многие мастера, начавшие свой путь в искусстве ранее. Это Репин, Суриков, многие передвижники. Поиски новых выразительных средств в изобразительном искусстве, характерные для этого времени, связаны с творчеством других художников. Поиски их носили различный характер.

Фантастический, сказочный мир, тяготевший к символике, открыл М. Врубель (1856–1910). Тема Демона, в течение многих лет волновавшая художника, воплотила неудовлетворенность, тоску и гнев мятущегося человека. Элементыимпрессионизма появились в твормногом унаследовал и развил художественный психологизм.

В конце 90-х годов в Петербурге возникло художественное объединение “Мир искусства”. Название кружку дал журнал, издававшийся с 1899 года на средства княгини М. Тенишевой. К мироискуссникам принадлежали художники А. Бенуа (1870–1960). К. Сомов (1869–1939), Л. Бакст (1866–1924), К. Добужинский (1875–1957).

Интересно
Это объединение художников противопоставляло себя и официальной Академии, и передвижникам, поставив во главу угла свои критерии качества живописи. Их творчество было реакцией творческой интеллигенции на чрезмерную публисцистичность изобразительного искусства, на политизацию всей культуры в целом.

Именно “Мир искусства” познакомил русских живописцев и любителей искусства с новыми для России течениями – импрессионизмом, постимпрессионизмом, модерном. Сосуществование импрессионизма, модерна и академизма образовало тот сложный сплав, который оказался выражением русского варианта стиля модерн.

Но несмотря на то что “Мир искусства” критиковали за отстраненность от жизни, уход в прошлое – тихий, хрупкий артистизм – пережил своих критиков. При всей изощренности и утонченности этого искусства – оно понятно и живо. Эти работы остаются именно тем, чем хотели видеть их создатели: островком чистой красоты в противоречивом и сложном мире.

Позже в Москве возникли и другие крупные художественные объединения – “Бубновый валет”, “Голубая роза”. В русское искусство всё настойчивее входят элементы футуризма, абстракционизма.

Рубеж XIX–XX веков Н. Бердяев назвал временем культурного Ренессанса в России, имея в виду расцвет поэзии и философии, “напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения, необычайный творческий подъем в изобразительном искусстве”.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)