Жестовая речь глухих

В связи с характеристикой особенностей глухих детей нельзя не сказать о жестовой речи, играющей определенную роль в их психическом развитии, о ее структуре, чертах сходства и различия со словесной речью.

Жестовая речь – это своеобразная, достаточно сложная система общения, в которой используется язык жестов. Термины «жестовая речь» и «жестовый язык» указывают на наиболее су­ щественную составляющую указанной системы общения.

В сурдопедагогиче­ской литературе существует несколько способов обозначения этого вида речи. В XVII–XIX вв. для обозначения этого вида речи употребляли термин «мимика». В начале и середине XX в. сурдопедагоги стали чаще использовать терми­ны «жестомимическая» и «мимико-жестовая речь».

Г. Л. Зайцева подробно описала структуру жестовой речи (1988), Она пока­ зала, что нужно различать два ее вида:

  •  разговорную жестовую речь, которой пользуются для общения между собой глухие люди.
  • калькирующую жесто­вую речь, которой пользуются преимущественно сурдопереводчики при офи­циальных формах общения.

Рассмотрим более подробно оба вида речи. Разговорная жестовая речь использует язык жестов. Жесты разнообразны и сложны по структуре. Они осуществляются одной или двумя руками, причем сочетание пальцев рук имеет строго определенное значение. Руки располагаются перед телом говорящего, но при этом в разном пространственном поло­жении – перед лицом, грудью, ниже пояса. Движение осуществляется по той или иной траектории. Скорость движений варьируется: они могут быть быстры­ ми и медленными, в ряде случаев, когда надо особо подчеркнуть значение вы­сказывания, одни и те же движения повторяются.

В первоначальном формировании жестовой речи большую роль играла мимика, передающая то или иное состояние человека, пантомимика, а также дви­жения рук и ног. Движения тела или указывали на какой-либо объект, или изоб­ражали какой-либо признак предмета, его состояние и т. д.

Указывающий и изображающий характер действий закрепился при обозначении предметов бли­жайшего окружения, простых действий человека, наглядных признаков предме­та (цвета, формы, размеров). Указывающие жесты используются при обозначе­нии лица, о котором идет речь (я, ты, мы и т. д.), той или иной части тела чело­ века при обозначении места и направления действия (здесь, там, наверх, вниз и т. д.).

Если речь идет, например, о помидоре, изображающими жестами ха­рактеризуют его форму – шарообразный и показывают его цвет – красный (ука­зывают на губы). Аналогично этому изображаются другие фрукты и овощи, предметы посуды. Изображаются многие действия, такие, как идти, бежать. Изображающими жестами передается то или иное состояние, переживание че­ловека, например: устал – руки бессильно опущены вдоль тела; стыдно – правая рука, сжатая в кулак, трет правую щеку, чтобы вызвать румянец, а мимикой выражается чувство стыда.

Предметы ближайшего окружения изображаются стоящими в таком положении, как это есть на самом деле: слева, справа, спереди, сзади (например, двумя руками изображается стул и торшер над ним). Одним из признаков жестовой разговорной речи является то, что для некоторых действий, обозначаемых одним и тем же словом, нет единого обозначе­ния.

Например, разными жестами обозначается: стирать белье (имитация конкретных движений), стирать с доски (тоже имитация конкретных движений). Аналогично этому нет единого жеста, соответствующего слову «мыть»: способом имитации конкретных действий изображается «мыть голову» 0 «мыть чашку», «мыть стол, пол» и т. д.

Другой признак жестовой речи – допускаемая в ряде случаев смысловая неопределенность, т.е. один жест может иметь двойное значение, например жест, имитирующий дойку коровы, обозначает одновременно и действие до­ить, и предмет молоко. Аналогично этому изображается одинаково пила и пи­лить.

Последовательность жестов в высказывании определяется логикой сооб­щения и не строится по законам грамматики того или иного словесного языка. Иначе строится высказывание калькирующей жестовой речи, оно являет­ся по последовательности используемых жестов как бы точным воспроизведе­нием или, иначе говоря, поэлементным переводом словесного высказывания.

Жесты, используемые в калькирующей речи, имеют двоякое происхождение. Они либо берутся из разговорной жестовой речи, либо конструируются из жес­тов с включением полного или частичного дактильного проговаривания отдельных слов. Путем высказывания в форме калькирующей речи передается самая разнообразная информация делового, общественно-политического и научного содержания. Некоторые информационные передачи по телевидению сопровождаются калькирующей жестовой речью.

Разговорная жестовая речь усваивается детьми из общения с другими глу­хими, в той или иной степени владеющими ею. Калькирующей жестовой речью дети овладевают как вторичной знаковой системой на основе овладения сло­весной речью. Г. Л. Зайцева путем экспериментальных исследований доказала, что уровень владения калькирующей жестовой речью прямо зависит от уровня владения словесной речью. Вместе с тем эта форма жестовой речи заимствует знаковые средства из разговорной жестовой речи, и поэтому уровень ее разви­ тия становится зависимым от степени владения не только языком слов, но и жестов.

Кроме того, при общении с помощью калькирующей жестовой речи воз­никают и свои лексические средства, которые усваиваются учащимися в обще­нии. Тем самым у глухого человека в процессе его онтогенетического развития осуществляется сложное взаимодействие между системами речевого общения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)