Задержка психического развития

Задержка психического развития – понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. на основе и в результате начавшегося на десятиле­тие раньше изучения детей, как испытывающих стойкие трудности в обучении в обычной (массовой) школе, так и таких, которые, будучи диагностированными как умственно отсталые, через непродолжительный период обучения в специ­альной (вспомогательной) школе начинали весьма успешно продвигаться вперед и обнаруживали большие потенциальные возможности. Во многих случаях последние при оказании им соответствующей педагогической поддержки и организационной помощи продолжали образование в обычной школе.

В первом случае дети характеризовались как стойко неуспевающие, во втором же – во вспомогательной школе до введения термина «задержка психи­ческого развития» – состояние детей определялось как псевдоолигофрения.

Развернутое последовательное психологическое изучение обеих групп де­тей позволило установить их тождественность, и все дети этой группы стали характеризоваться как имеющие временную задержку психического развития. Впоследствии явная избыточность в названии этой категории детей была устранена и утвердился термин «задержка психического развития».
Естественно, психологи, педагоги и врачи западных стран также сталкива­ лись с детьми такого рода и занимались их изучением, причем в зависимости от подхода (медицинской или психолого-педагогической ориентации) использо­ валась разная терминология, а содержание исследований концентрировалось на разных проблемах.

Первой фундаментальной публикацией о таких детях была монография А. Штрауса и Л. Летинен «Психопатология и обучение ребенка с повреждением мозга», вышедшая в США в 1947 г., где описываются особенности таких детей.

Выделив детей, испытывающих трудности в обучении и изучив их истории развития, а также неврологический статус, Штраус и Летинен выявили у них на­личие остаточных явлений слабо выраженных органических повреждений моз­га на ранних этапах развития, которые, как можно было предположить, и яв­ляются причинами их трудностей. Они характеризовали их как детей с мини­мальными повреждениями мозга.

Помимо трудностей в обучении у них отмеча­ются некоторые неадекватности в поведении (эмоциональные срывы, гиперак­тивность) и в то же время относительно высокие (в пределах нормы) показате­ли выполнения интеллектуальных тестов. Поскольку не всегда имеются доказа­тельства наличия органических повреждений мозга, чаще стал применяться термин «дети со специфическими трудностями в обучении».

Определение «специфические» было предложено психологом С. Кирком, чтобы подчеркнуть отличие этих детей от умственно отсталых, от детей с недостатками слуха, зре­ния, двигательной системы и от случаев первичных нарушений речевого разви­тия.
Однако, характеризуя эту группу детей, отмечают наличие у них речевых недостатков.

Приведем определение, опубликованное в 1968 г. Национальным комитетом советников по детям с недостатками развития: «Специфические трудности в обучении означают расстройство одного или более основных пси­хических процессов, участвующих в понимании или использовании устной или письменной речи, которые могут проявляться в несовершенстве способностей слушать, думать, говорить, писать, выделять звуки в слове или производить математические расчеты.

Понятие включает такие условия, как перцептивная недостаточность, повреждение мозга, минимальные мозговые дисфункции, ди­слексия, афазия развития. Понятие не включает детей, трудности которых яв­ляются в основном результатом зрительных нарушений, неблагоприятных сре­довых, культурных или экономических условий».

Таким образом, несмотря на детализацию определения, оно нс позволяет дифференцировать первичные и вторичные нарушения развития. Определе­ние, применяемое в отечественной специальной психологии, характеризует за­держку психического развития как нарушение темпа всего психического разви­тия при наличии значительных потенциальных возможностей.

Задержка психи­ ческого развития – временное нарушение развития, которое корригируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребенка. По данным разных зарубежных авторов, распространенность трудности в обучении в детской популяции школьного возраста составляет от 5 до 11 %. А в крупных городах, по данным Департамента здравоохранения, образования и социального благосостояния США, на начало 80-х гг. XX в. доходит до 30 %. Столь широкий разброс показателей в значительной степени связан с использованием разных средств выявления и оценки трудностей в обучении.

Что же касается задержки психического развития, то, по данным исследования, прове­денного в начале 1970-х гг. сотрудниками Института дефектологии АПН СССР среди учащихся начальных классов, дети этой категории составляют около 5%. Однако обследование школьников начальных классов школ общего назна­чения, проведенное в середине 1990-х гг., показало, что число детей с задерж­кой психического развития разной степени выраженности достигает 15– 16 %.

Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекци­онные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, трав­мы во время беременности и при родах, генетические факторы, асфиксия, ней­роинфекции, недостатки питания и хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка, исходный низкий уровень функциональных возможностей как индивидуальная особенность развития ребенка («церебрастенический инфантилизм» – по В. В. Ковалеву), тяжелые эмо­циональные расстройства невротического характера, связанные, как правило, с крайне неблагоприятными условиями раннего развития. По данным Американской ассоциации по изучению повреждений мозга, среди детей с трудностями в обучении до 50 % составляют дети, которые полу­ чили травму головы в период от рождения до 3–4 лет.

Известно, как часто падают маленькие дети; нередко это бывает, когда нет взрослых поблизости, а иногда и присутствующие взрослые не придают особо­го значения таким падениям. Но, как показали исследования, недавно прово­дившиеся Американской ассоциацией по изучению повреждений мозга, такое, казалось бы, небольшое травматическое повреждение мозга в раннем детстве может привести даже к необратимым последствиям.

Это бывает в случаях, когда возникает сжатие ствола мозга или растяжение нервных волокон, которое может проявляться в более выраженных случаях на протяжении всей жиз­ни.
Остановимся на классификации детей с задержкой психического развития. Нашими клиницистами выделяется среди них (классификация К. С. Лебе­ динской) четыре группы.

Первая группа – задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфанти­лизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками.

У этих детей особенно сильно выраже­но отставание в развитии эмоциональной сферы. Они находятся как бы на бо­лее ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмо­ций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характер­ны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном воз­расте.

Гармонический инфантилизм – это равномерное проявление инфантилиз­ма во всех сферах. Эмоции отстают в развитии, задержано и речевое развитие, и развитие интеллектуальной и волевой сферы. В некоторых случаях может быть не выражено отставание физическое – наблюдается только психическое, а иногда имеется и психофизическое отставание в целом. Все эти формы объединяются в одну группу. Психофизический инфантилизм иногда имеет на­следственную природу. В некоторых семьях отмечается, что и родители в дет­стве имели соответствующие черты.

Вторая группа – задержка психического развития соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболевани­ями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения.

Ясно, что плохое соматическое состояние не может не отразиться и на раз­витии центральной нервной системы, задерживает ее созревание. Такие дети месяцами находятся в больницах, что, естественно, создает условия сенсор­ной депривации и тоже не способствует их развитию.
Третья группа – задержка психического развития психогенного происхожде­ния.

Надо сказать, что такие случаи фиксируются довольно редко, так же как и задержка психического развития соматогенного происхождения. Должны быть уж очень неблагоприятные условия соматические или микросоциальные, чтобы возникла задержка психического развития этих двух форм. Значительно чаще мы наблюдаем сочетание органической недостаточности центральной нервной системы с соматической ослабленностью или с влиянием неблагоприятных условий семейного воспитания.

Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение фор­мирования личности ребенка. Эти условия – безнадзорность, часто сочетаю­щаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве.

Безнад­зорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчато­сти и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном разви­тии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.

При отсутствии органической или выраженной функциональной недоста­точности центральной нервной системы отставание в развитии детей, относя­щихся к перечисленным трем формам, во многих случаях может быть преодо­лено в условиях обычной школы (особенно если педагог осуществляет индиви­дуальный подход к таким детям и оказывает им дифференцированную помощь в соответствии с их особенностями и потребностями).

Последняя, четвертая, группа – самая многочисленная – это задержка психического развития церебрально-органического генеза.

Причины – различные патологические ситуации беременности и родов: ро­довые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Особенно опасен период до 2 лет.

Травмы и заболевания центральной нервной системы могут привести к тому, что называется органическим инфантилизмом, в отличие от гармониче­ского и психофизического инфантилизма, причины которого не всегда ясны.

Таким образом, органический инфантилизм – это инфантилизм, связанный с органическим повреждением центральной нервной системы, головного мозга. (Надо сказать, что внутри каждой из перечисленных групп детей с задержкой психического развития имеются варианты, различные как по степени выражен­ности, так и по особенностям индивидуальных проявлений психической дея­тельности.)

В дальнейшем изложении речь пойдет преимущественно об этой форме задержки психического развития, поскольку дети с органической или функциональной недостаточностью мозга нуждаются в особых условиях воспи­тания и обучения, и именно они составляют основной контингент специальных детских садов (групп), школ и классов для детей с задержкой психического развития.

Расширение сети дошкольных учреждений для этих детей имеет особо важное значение: чем раньше начинается коррекционно-развивающая работа с ними, тем успешнее преодолевается их отставание в развитии. Уместно вспо­мнить слова Монтессори, которая писала в своей книге «Дом ребенка», что упу­щенное в раннем возрасте может привести к пробелам, невосполнимым на протяжении всей дальнейшей жизни.

Если говорить о том, какие же вообще недостатки психического развития наблюдаются у детей рассматриваемой категории, то надо сказать, что они от­стают в развитии внимания, восприятия, мышления, памяти, речи, произволь­ной регуляции деятельности и других функций.

Причем по ряду показателей ак­туального уровня развития дети с задержкой психического развития оказывают­ся часто близкими к умственной отсталости. Но вместе с тем у них обнаружива­ются значительно большие потенциальные возможности, что специально будет рассмотрено позднее на экспериментальных данных.

Существенным проявлением задержки психического развития является очень низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности, во всех ее видах. Это наблюдается и в восприятии, и в мыслительной деятельно­сти, и в конструктивной деятельности, и даже в игре.

Низкий уровень активности служит как бы полупроницаемым барьером по отношению к воздействиям окружающего мира и является одной из причин того, что в психическом развитии детей этой категории очень отчетливо прояв­ляется закономерность, общая для всех видов нарушенного развития, – сниже­ние, по сравнению с нормой, скорости и уменьшение объема приема и перера­ботки информации. В значительной мере в результате этого у них замедленно формируются представления, понятия, различные навыки и умения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)