Женское и мужское начала в культуре

Швейцарский исследователь Иоганн Якоб Бахофен (1815–1887) в работе «Материнское право» (1861) выделяет типы культуры в зависимости от преобладания женского или мужского начала: матриархальный и патриархальный.

Матриархат, предшествующая патриархату эпоха. Матриархат характеризуется матрилинейным родом (родство по материнской линии), руководящей ролью женщины в семье, хозяйственной и общественной жизни.

Патриархат характеризуется патрилинейным родом и преобладающей ролью мужчин в семейной, хозяйственной и общественной жизни.

Переход от матриархального типа культуры к патриархальному происходил в результате развития земледелия, выделений в системе хозяйствования больших патриархальных семей, обособившихся в качестве самостоятельных единиц.

На протяжении длительной истории исследования культуры делались попытки выделить из нее мужское и женское начала. Это нашло отражение не только в работах И. Бахофена, но и в работах немецкого этнографа Л. Фробениуса.

Немецкий этнограф Лео Фробениус (1873–1928) также различал две первичные культуры: матриархальную и патриархальную.

Л. Фробениус был крупнейшим специалистом по африканским культурам. Он совершил 12 экспедиций, посвященных исследованию материальной культуры народов Африки. Итогом этого стали его работы. В наиболее фундаментальной из них «Происхождение африканских культур» (1898) Фробениус рассматривал две формы передвижения культуры: перенос культуры без значительного движения народа и перемещение культуры с народами. Человек в его теории занимал подчиненное место. Основное понятие его концепции «культурная провинция» (культурный круг) представляло собой некую совокупность предметов материальной культуры, с определенными признаками, характеристиками. Он, например, выделял «западноафриканский культурный круг», охватывающий бассейн р. Конго, побережье Верхней и Нижней Гвинеи. Признаки этого культурного круга таковы: прямоугольные дома с двускатной крышей, лук с растительной тетивой, плетеный щит, многострунные музыкальные элементы с растительными струнами, барабан в форме песочных часов и некоторые другие.

Интересна теория Л. Фробениуса, которая им раскрывается в работе «Происхождение африканских культур» (1898), развивая тезис об аналогии культур и организма, подразделяет культуры на мужские и женские. В Африке он различал два типа культур в соответствии с этим положением»: теллурическо-эфиопско-патриархальную» и «хтоническо-хамитическо-матриархальную». «Теллурическое», по его определению означает «растущий из земли вверх», «хтоническое» – «углубляющийся корнями в землю». Оба типа культур тесно связаны с растительным миром. Эти типы культур отличаются тенденциями («идеями»), заложенными в них.

Интересно
«Теллурическая» как бы стремится вверх, и это проявляется в особенностях материальной и духовной культуры. Для нее характерны свайные жилища, свайные амбары, кровати на ножках; душа этой культуры поднимается верх, как растение; человек здесь взбирается вверх по иерархической лестнице возрастных классов, божества обитают в высоких недоступных местах. Это патриархальная культура. «Хтоническая» матриархальная культура стремится зарыться в землю: существуют подземные жилища, зернохранилища, земляные печи, циновки, идеи о подземном мире душ и т.д. Впоследствии расширяя свою концепцию двух типов культуры, он заменил «хамитическую» и «эфиопскую» культуры на «Восток» и «Запад». Востоку, по его мысли, присуще «пещерное» чувство, неподвижность, идея фатальной (непреодолимой) судьбы, а Западу – «чувство далекого», динамичность, идея личности и свободы.

Характеризуя специфику восприятия мира женщиной и мужчиной, зная и учитывая эти особенности, можно расширить пространство смысла, в котором живет современная цивилизация, способствовать поиску нового, более гармоничного социума.

Проблема женского и мужского начала в культуре раскрывается в творчестве известного немецкого философа Г. Зиммеля. Эти идеи он излагает в статье «Женская культура» и книге «Относительное и абсолютное в проблеме полов».56 Зиммель основывается в своем понимании жизни пола – как мужчины, так и женщины – на априорном принципе Канта и взглядах Гегеля относительно того, что все достижения культуры – есть проявления стремления человека преодолеть субъективно – объективный дуализм. Однако на взгляд философа все это свойственно только мужчинам, поскольку женщина находится на «предуалистской» ступени, у нее в гораздо меньшей степени развито и логическое мышление и качества разума вообще. По его мнению, главная ошибка, которая является причиной всех видов недоразумений по поводу природы женщины, заключается в том, что мы не учитываем асимметрии, как на эмпирическом, так и на метафизическом уровне в природе двух полов. А вот если посмотреть на эту асимметрию (в поведении, в деятельности, в мышлении) в свете априорного принципа, то, во-первых, станет очевидным, что только мужчины «страдают» в позиции субъективно – объективного дуализма, и потому стремятся к преодолению его, а во-вторых, прояснится многое, что считается сейчас странным и загадочным в природе женщины.

Зиммель раскрывает особенности мужской и женской сексуальности, мужского и женского типа переживания пола, и показывает, что это различие прослеживается уже на уровне степени включенности мужчины и женщины в жизнь пола.

Мышление мужчины содержит очень много чисто функционального – того, что можно было бы назвать «делом».

Женщину, напротив, никогда не оставит отчетливое и в тоже время неясное чувство, что она – женщина. «Дело в том, что для женщины ее женская суть гораздо важнее, чем для мужчины мужская. Для него пол – это деятельность, для нее – бытие. Но тем не менее или как раз именно поэтому, значимость половой разницы для женщины остается второстепенным фактом, она покоится в самом женском начале, как абсолютной субстанции бытия и – хотя это звучит парадоксально – для нее безразлично есть ли мужчина или его нет.

Для мужчины не существует этой центростремительной, в себе заложенной половости. Его мужественность (как характеристика пола) гораздо теснее связана с отношением с женщиной, чем женственность женщины с отношением к мужчине».

Так он утверждает:

«Возведение мужского в ранг абсолютного, объективного и всеобъясняющего начала … имеет фатальные последствия для оценки женского. С одной стороны, это приводит к мистифицированной переоценке женщины, поскольку все равно всегда было ощущение, что она существует на совершенно другой нормативной основе, по другим критериям, а неизвестное и непонятное часто приводят к переоценке, страху и трепету. Но, с другой стороны, и все унижение женщины исходит из того, что существование женщины оценивается по критериям, смоделированным для противоположного пола».

В статье «Женская культура», Зиммель раскрывает, что может сделать женщина, исходя из особенностей своих бытийных характеристик, в конкретных областях культуры.

Естественно, обращение к этой теме связано с распространением феминистского движения в Европе XIX – X вв., и Зиммель включается в дискуссии, но при этом находит для размышления о судьбе женской культуры собственный философский ракурс. До сих пор не утихают споры о правомерности терминов «мужская культура» и «женская» культура», об их исторической взаимосвязи или первенстве; о социальном назначении и творческих возможностях мужчин и женщин, о слиянии мужской и женской культуры в единое целое.

В культуре общества Зиммель выделяет два взаимосвязанных процесса: создание ценностей и их освоение. Все реально действующие нравы, знания, искусство, религия и другие формы «объективной культуры» являются результатом творческих усилий только мужчин. Они «создали искусство и промышленность, науку и торговлю, государство и религию».

На Западе, происходит отождествление понятий «человек» и «мужчина» (например, в английском языке), которые во многих языках имеют общее означающее. Получается, что креативная деятельность в культуре принадлежит мужчине и поэтому человеческая культура по преимуществу «мужская», хотя некоторый творческий вклад вносят и женщины. Меж тем, кроме создания ценностей имеет место и процесс их освоения и распространения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)