Воспитание и обучение в Древней Греции

В воспитании детей греки старались придерживаться чувства меры. Они не допускали излишней строгости и в то же время не изнеживали их. К младенцам и маленьким детям матери брали нянек и кормилиц, как свободных, так и рабынь. Особенно ценились спартанки, отличавшиеся хорошим здоровьем и требовательностью. До семи лет ребенок находился под опекой матери.

У детей были самые разнообразные игрушки из дерева, металла, глины, которые отражали окружающий мир: куклы, коляски, повозки, мебель (к примеру, самая дорогая игрушечная мебель делалась из кости, украшалась серебром, а самая простая могла быть из дерева). Становясь старше, дети играли в салочки, жмурки, мяч, качались на качелях, запускали змеев и т.п.

В 7 лет они начинали учиться. В воспитании сына решающую роль играл отец: учил обращаться с оружием, прививал хозяйственные навыки. Девочки продолжали находиться под присмотром матери, поскольку их обучение было связано с домом: они учились ткать, прясть, вести домашнее хозяйство. В Афинах периодов архаики и классики не было государственных школ.

Частное обучение постепенно приобретало коллективные формы. Дети под руководством учителя организуются в группы, которые становятся прообразами будущих школ. Обучение какому-либо ремеслу признавалось обязательным, рассматривалось как долг отца.

Программа предусматривала сочетание умственного, эстетического (так называемого мусического) и физического воспитания. И потому мальчик имел трех педагогов. Грамматик обучал чтению, письму, счету. Дети писали буквы на деревянных вощеных табличках. Становясь старше читали Гомера, Эзопа, стихи Гесиода или знаменитого афинского законодателя и поэта Солона, изучали историю. Афины (5 в. до н.э.) гордились тем, что в городе не было неграмотных (очевидно, имелись в виду только граждане). Кифарист занимался с детьми музыкой, пением и танцами, разучивал гимны и учил играть на музыкальных инструментах, это было необходимо для участия в религиозных обрядах.

Физической подготовке молодежи в Древней Греции уделялось очень большое внимание. Спорт учил молодых людей владеть собой, правилам честной игры, что было чрезвычайно важно для общества, в жизни которого агонистика играла ведущую роль. Мальчики под руководством тренера занимались различными видами спорта: теми, что входили в программу Олимпийских игр, а также плаванием, греблей, стрельбой из лука и другими. Физическая подготовка была необходима юношам для того, чтобы в будущем успешно нести воинскую службу.

Интересно
Интересная находка была сделана в декабре 1959 года в городе Таранто (Италия) было найдено захоронение, датированное V в. до н.э. На эту гробницу, натолкнулись при рытье котлована под закладку жилого дома. Находка представляла собой необычайный интерес – это единственные дошедшие до нас останки атлета эпохи ранней античности. Тщательное изучение скелета принесло нам сведения о жизни атлета, в частности о тех спортивных дисциплинах, которыми он занимался, и о его режиме питания. Хотя личность этого человека пока остается (и, скорее всего, останется навсегда) тайной, все-таки портрет современника Пифагора стал теперь более детальным. Атлет был человеком среднего роста, немногим меньше, чем метр семьдесят, и весил около 70 килограммов. Возраст на момент смерти определяется между 27 и 35 годами.

Интересны замечания о предположительном рационе атлета, несомненно богатом протеинами. Специальный анализ питания обнаружил следы кальция, стронция, цинка и меди, что говорит о большой доле растительной зерновой и мясной пище в рационе. Высокие показатели меди, стронция и цинка, а также следы мышьяка указывают также на значительное потребление моллюсков и панцирных. Наличие всех зубов, полное отсутствие кариеса говорят о тщательно подобранном питании высокого качества. Исходя из этого, мы можем предположить, что диета была правилом жизни для нашего атлета. Более того, можно сказать, что особое внимание еде и диете уделялось с самого раннего возраста.

Кроме того, Таранто был одним из крупнейших центров спортивной жизни в греческом мире VI – V вв. до н.э. Неподалеку жил философ Пифагор Самосский, который, кстати, любил окружать себя спортсменами высокого ранга, в то же время процветала медицинская школа Алкмеона. Вполне естественно, что в этом культурном контексте атлеты получали множество указаний медицинского и философского характера о том, как питаться, как заботиться о теле и о духе, о воздержании. И хотя имя этого человека не установлено, но зато спустя 2500 лет мы можем увидеть лицо современника Пифагора.

Гармоничное сочетание духовного развития и хорошей физической формы – идеал античного человека, выражаемый понятием калокагатия.  «Добро и красота» – таков смысл этого античного синтеза.

Конечно, в первую очередь речь шла об аристократии: «прекрасное, тренированное тело юноши благородного происхождения». Идеал калокагатии стал этической и общественной ценностью не только своего времени. Очищенная от сословных предрассудков идея гармонично развитого человека стала составной частью культурного багажа мировой цивилизации.

Образование – привилегия свободных. Рабам в Греции прививались только необходимые хозяйственные навыки (тем, которые рождались в доме хозяина).

К занятиям спортом они не допускались, поскольку эти занятия готовили воинов, развивали силу и мужество.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)