Праздник как институт культуры

Особым институтом культуры является праздник, выступающий как событие торжественного характера, проводимое в свободное от работы время. Праздник – не только приподнятое и радостное состояние человека, которое возникает в силу тех или иных приятных для него событий. Во всяком обществе праздники существуют как непременный институт, как общественное событие торжественного характера, изъятое из повседневности и проводимое в свободное от работы время.

Праздник – часть организованной и предустановленной жизни общества, классов, слоев и групп, форма регуляции их деятельности.

Зачастую праздник предстает как санкционированное и специально учрежденное «нарушение порядка» с целью укрепления в общественном сознании согласия на порядок, требуемый в остальное время. В этом событии перестают действовать обычные ограничения и правила, хотя могут вступать в действие другие ограничения и правила.

За рамками такого общего определения мы сталкиваемся с огромными и принципиальными различиями в праздниках, которые могут получать разный смысл и быть связанными с разными сторонами общественной жизни.

Религиозные праздники обычно имеют торжественный характер и сопровождаются ограничениями на работу, ритуалами и ритуальной кухней.

Народные праздники, проводимые иногда вразрез с правилами господствующей религии, большей частью связаны с древними, еще языческими поверьями и отличаются веселой, часто разгульной обстановкой, вольностями, не допускаемыми в остальное время.

Интересно
Государственные праздники связаны обычно с юбилеем государства или господствующего дома, с властью, которая утверждает единство своих интересов с народными, а вместе с тем – свою мощь и влияние. Их проведение обычно включает отдание почестей символам, воплощающим идею государства, память о национальных героях, а также демонстрацию вооруженной силы для подчеркивания суверенности и международного значения нации.

Праздник создает чередование в общественной и культурной жизни двух фаз: повседневной, в которой поддерживаются обыденные жизнеобеспечивающие функции, и праздничной, когда группа или общество в целом воплощает в праздничном действии некоторые особые, высшие ценности.

Было бы неверно противопоставлять одну фазу другой и связывать первую только с хозяйственной стороной, а вторую с собственно культурной. Праздничная фаза действительно может выглядеть как типично культурная, поскольку она развивается вне обычных хозяйственных занятий и обязанностей, выглядит по-особенному, красочно, создавая особое настроение. Однако подобно тому как в праздничной части присутствует хозяйственное обеспечение (праздник обходится дороже, чем обычная жизнь), так и в остальное время действуют нормативные и ценностные факторы, в том числе ожидание праздника и подготовка к нему.

Праздничное действо напоминает, воспроизводит в памяти группы или общества в целом высшие ценности, отодвинутые от повседневного бытия, с которыми связаны смысл бытия личности, которые считаются фундаментом культуры, важнейшими и обязательными для жизни.

Поэтому во время праздника происходит концентрация культурной жизни и художественного творчества. Его проведение охватывает архитектурное и декоративное оформление театрализованных действий, праздничную драматургию, поэзию и прозу, музыкальные мероприятия, зрелища и процессии, конкурсы и состязания и т.д.

Гражданские и особенно народные праздники заключают в себе не только торжественно-серьезные, но и игровые элементы. Особенно много их в народных праздниках, но для тех и других требуются подготовка и организация, которые превращают их в яркие и веселые карнавалы.

Сегодня нашу жизнь наполняют множество разнообразных праздников, зачастую в один день отмечается несколько праздников, подтверждением этого можно назвать 21 апреля – день, в который отмечается Международный день Космоса и Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития

Культура разной может быть,
И это интересно:
Кому-то храм, кому-то быт,
Кому-то перец – пресно.
Кому-то ярко – хорошо,
А кто-то любит острого.
Кому добро – вещей мешок,
Кому – к себе дорога.
Своих корней всегда держись,
Но будь открытым прениям.
Ведь в вечном диалоге – жизнь,
Развитие – в движении.

21 мая 2003 г. впервые отмечался Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития. В этой связи Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацура обратился к международной общественности со следующим посланием97:
«Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций 20 декабря 2002 г. в резолюции 57/249 «Культура и развитие» постановила провозгласить 21 мая Всемирным днем культурного разнообразия во имя диалога и развития и предложила всем государствам-членам, межправительственным органам, организациям системы Организации Объединенных Наций и соответствующим неправительственным организациям, среди прочего, информировать общественность о ценности и важности разнообразия культур и, в частности, содействовать с помощью просвещения и средств массовой информации осознанию позитивной роли культурного разнообразия.

Сегодня впервые этот День отмечается во всем мире, и в этой связи я хотел бы подчеркнуть первостепенную важность этого события.

Устав ЮНЕСКО возлагает на нашу Организацию обязанность содействовать «сохранению своеобразия культуры» ее государств-членов. Однако в настоящее время этой культуре угрожают самые разные факторы: в одном случае чрезмерная защита национальной самобытности создает угрозу для культуры различных меньшинств; в другом – религия оказывает давление на культуру.

Наконец, почти повсеместно под воздействием галопирующей глобализации исчезают языки, утрачиваются традиции, уязвимые культуры оказываются на обочине, а то и полностью исчезают. Опасность резкого сокращения широты культурного разнообразия весьма серьезна. Весь спектр радуги над нашей планетой нельзя свести к одному из составляющих ее цветов и не подвергнуть при этом угрозе культурное наследие будущих поколений и выживание человечества.

Осознание этого факта определило принятие в 2001 г. Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии, которая сопровождается двадцатью основными направлениями Плана действий и в которой предлагается новое понимание взаимосвязи между разнообразием, диалогом и развитием. Эти три понятия взаимосвязаны и позволяют учитывать и оптимизировать культурные ресурсы человечества. Утвердив эту Декларацию, государства – члены ЮНЕСКО обязались признавать, защищать и активно пропагандировать блага, связанные с культурным разнообразием, на местном, национальном и международном уровнях. Я с радостью отмечаю, что этот День 21 мая празднуется в очень многих странах мира. Нашим региональным бюро поручено поддерживать все инициативы в этом направлении на основе установления подлинных партнерских связей с гражданским обществом.

Задачей ЮНЕСКО, как и ООН, не является организация культурной деятельности в мире. Однако она может поддержать людей планеты в их чаяниях и надеждах. Именно в этом смысле должно восприниматься празднование 21 мая, которое объединяет нас сегодня.

Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии – прекрасный инструмент диалога и развития. Каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы плюрализм культур, благодаря установлению диалога между ними, стал нашим общим богатством. Только таким образом мы сможем избежать трагических конфликтов и добиваться устойчивого развития, гарантировать которое должны устойчивость разнообразия культур и продолжение конструктивного и бдительного диалога».

Весной – 4 апреля – отмечается еще один праздник – День святого Исидора (покровителя Интернета). Католический Cвятой Исидор Севильский (Isidore of Seville), епископ Севильский (560-636), получил известность не только благодаря своему благочестию, но и любви к наукам. Он автор одной из первых книг по этимологии, первым представил работы Аристотеля в Испании, был реформатором и человеком широких взглядов Святой Исидор считается покровителем учеников и студентов, а в 1999 году папа Иоанн Павел II официально назвал святого Исидора покровителем пользователей компьютеров и Интернета.

Исидор Севильский является автором 20-томного труда «Этимология». Это была по существу первая в мире энциклопедия. В ней, с целью объяснения смысла и происхождения слов, собран огромный материал, охватывающий всю сумму знаний эпохи.  Католическая церковь избрала его покровителем Интернета, основываясь, прежде всего на том, что Всемирная сеть – это огромная сокровищница человеческого знания.

С Днем Интернета связано несколько любопытных фактов. Разные страны не могут договориться какого числа отмечать этот день, так дата, принятая в России – 30 сентября, в других странах – 4 апреля, а 27 января – Международный день без Интернета!

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)