Диалоговый подход к пониманию сущности культуры

В его основе лежат философские представления о бытие человека в мире как событие его с другим человеком. Человек не самодостаточен, он нуждается в значимом Другом, чтобы реализовать себя как человека.

Эта мысль содержится в работах многих философов (Г. Марсель, М. Бубер и др.), но именно отечественный философ и литературовед М. Бахтин (1895–1975) по праву считается основоположником диалогового подхода, т.к. он понимал диалог, межличностное общение как всеобщий, универсальный принцип человеческого существования и культуры. В рамках диалогового подхода культура понимается как пространство смыслов, возникающее в межличностном общении.

Названные подходы к пониманию сущности культуры взаимодополняют друг друга, позволяя дать более полное описание такого сложного феномена, как культура.

Таким образом, культура представляет собой специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

В культурологической литературе можно обнаружить следующие основные характеристики культуры:

  • культура – содержательное наполнение совместной жизни людей;
  • культура – ненаследуемая биологически информация, это мир искусственно созданных людьми явлений;
  • культура включает в себя предметный мир, мир вещей – то, что, как правило, называется материальной культурой;
  • культура содержит образцы человеческих отношений: способы восприятия, чувствования, мышления, поведения, выраженные в символической форме.

В рамках культуры формируются технологии: социального взаимодействия, материальных объектов, порождения и трансляции символов и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)