Железные дороги в период реформирования экономики России

После разделения сети железных дорог СССР произошел резкий спад объемовперевозок на железнодорожном транспорте  России, который продолжался вплоть до 1998 г. В 1991 г. была разработана программа по стабилизации экономического положения на железнодорожном транспорте, которая определила основные задачи коммерциализации работы дорог, включая вопросы создания маркетинговых структур на транспортном рынке, увеличения доходности дорог за счет расширения сферы их деятельности и повышения качества перевозок грузов и пассажиров.

В основных положениях развития железнодорожного транспорта на 1996-2000 гг. была выработана стратегия реформы отрасли, которая определила:

  • переход на новые принципы взаимоотношений с пользователями транспортных услуг и партнерами;
  • внедрение экономичных, гибких наукоемких информационных технологий;
  • значительное повышение производительности труда;
  • развитие рыночных принципов управления.

Фундаментальное значение для реформирования железнодорожного транспорта имела организация единой для всех железных дорог системы фирменного транспортного обслуживания (СФТО). Цель их создания – удовлетворение растущих требований клиентов к качеству транспортных услуг и привлечение дополнительных объемов перевозок.

Суть фирменного подхода к обслуживанию клиентов состоит в создании таких условий, чтобы клиент, единожды воспользовавшись услугами железных дорог, уже не задумывался бы в дальнейшем о поиске иного варианта перевозки. Реализация такого подхода невозможна без разработки и массового внедрения информационных технологий.

В 1998 г. принята программа развития информатизации отрасли. В ней предусмотрено создание сети телекоммуникаций, информационной базы СФТО, централизованной системы экономической и финансовой работы, диспетчерского управления. С целью сокращения эксплуатационных затрат развернуты работы по созданию нового поколения тягового подвижного состава и совершенствованию конструкции вагонов и специального подвижного состава. В дальнейшем Министерство путей сообщения было реорганизовано в ОАО «Российские железные дороги» и произошла приватизация парка вагонов операторами-перевозчиками.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)