Занятия детей в фольклорно-танцевальных коллективах как адаптационная ступень в процессе социализации личности

Для решения проблем такого рода младшим школьникам предлагается заниматься фольклорными танцами и играми. Овладение искусством расширяет границы общения, связи с миром, облегчает и углубляет взаимопонимание между людьми.

Фольклорно-танцевальное образовательное пространство является искусственно созданным, однако оно наиболее близко к естественному, так как основывается на одной из древнейших потребностей человека – потребности в самовыражении посредством танца.

Народные танцы, как правило, массовые и хороводные. Круговые групповые танцы способствуют снижению тревожности и сопротивления, возникновению чувств общности, сопричастности, развитию внутригруппового единства и межличностных отношений. Круг рассматривается как базовая для танцевальной терапии фигура, где все места одинаковы и связаны между собой, все участники танца стоят лицом друг к другу, держатся за руки, чувствуя опору и взаимо поддержку, и могут двигаться одновременно.

Важной чертой народного творчества (танца или народного хорового пения) является то, что у каждого человека могут быть недостаточно яркие исполнительские данные, но общий танец или пение получаются гармоничными и красивыми.

В фольклорных песнях и танцах (эти виды искусства обычно совмещаются) можно участвовать, не имея специальной подготовки и получать эстетическое удовольствие от их созерцания и исполнения.

Необходимо отметить такую особенность фольклорно-танцевальной среды, как устойчивость, тогда как большинство других видов деятельности держатся практически только на педагоге, а учащиеся не взаимодействуют друг с другом. В танцах ситуация иная.

Если преподаватель переходит в танце на другое место или даже выходит из круга, то учащиеся могут сами продолжать танец. В хоровод можно войти выйти из него в любой момент, чего нельзя осуществит в другой учебной деятельности.

Одной из наиболее важных, ключевых характеристик фольклорно-танцевальной среды является то, что она позволяет решать различные индивидуальные проблемы и задачи развития в условиях совместной приятной, естественной для детей деятельности. Обратим внимание на такую составляющую самосознания, как самооценка, и рассмотрим, каким образом фольклорные игры и танцы могут способствовать ее коррекции.

Как отмечают психологи, изменения в двигательном поведении могут привести к изменениям в психике, способствуют здоровью и личностному росту. Многие народные танцы и игры учат ребенка смело поднимать руки вверх, избавляя его от страхов и чувства незащищенности. Одним из примеров может служить армянский танец «Весна».

Как правило, на первом этапе занятий дети очень крепко держат соседей за руки, но постепенная адаптация к среде приводит к тому, что напряжение уходит, уступая дорогу внутренней энергии и положительным эмоциям.

В работе с детьми часто возникают трудности коммуникации. Многим учащимся тяжело вступать во взаимодействие с собеседником, будь то взрослый или сверстник (они не знают, как подойти, как стоять, куда смотреть, не решаются заговорит и т.п.), некоторым не удается поддерживать контакт(иногда ребенок легко входит в игру, но своим поведением ее разрушает), или не получается завершить общение. В этих случаях могут помочь народные танцы и фольклорные игры.

Опыт показывает, что правильно организованная фольклорно-танцевальная среда помогает улучшить отношения в коллективе, разнообразить общение детей, скомпенсировать самооценку младших школьников, учит их лучше понимать друг друга и самих себя. Удовольствие и радость, неизменно сопровождающие народные танцы и игры, положительно сказываются на развитии всех психических функций, что повышает учебный потенциал, способствуют личностному росту каждого школьника.

Многие руководители фольклорных ансамблей считают, что фольклор необходим сегодняшним детям: подрастающее поколение нужно «ориентировать на бесспорные образцы, показать им лучшее, что есть в народной, духовной, светской музыке». Если фольклор преподается дополнительно в школе, где разные предметы дополняют друг друга, «в совокупности своей помогают ученикам более полно проникнуться той или иной эпохой, ее культурной атмосферой, мировоззрением и мироощущением, особым ритмом жизни.

Традиционная праздничная культура в России всегда представляла собой живую, яркую, многообразную сторону жизни людей, включала в себя различные формы и являлась объединяющим началом для коллективного творчества.

Народная игра – это начальный этап формирования активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Все навыки и умения, полученные в процессе игры во время драматического исполнения, декламации, интонирования песенных припевов, исполнения хороводных и плясовых движений, не исчезают. Они остаются на всю жизнь.

В коллективной игре вырабатывается умение взаимодействовать со своими игровыми партнерами, соотносить свои желания с чужими, навыки самоконтроля и дисциплины. Большое влияние оказывает игра на формирование таких качеств характера, как выдержка, упорство, инициативность, стремление к победе; роль игры важна для развития воображения, образного мышления, в игре складывается умение ориентироваться в сложных ситуациях, делать единственно правильный выбор из множества открывающихся возможностей в напряженном темпе игры.

Эта способность находится в непосредственной связи с развитием речи, с умением манипулировать словами и понятиями. Таким образом, народные игры воспитывают практически все качества, необходимые ребенку в процессе социализации: умение сосредоточиться, мгновенно реагировать, командовать и подчиняться, стоять за себя, разделять чужое настроение и многое другое. Проблемы социализации личности тесно связаны с вопросами этнокультурной толерантности.

Функционирование этнокультурной толерантности кок социально-психологического феномена в музыкальном образовании проявляется:

  • в установке на уважительное отношение, понимание, принятие моделей музыкальной культуры, ценностей, духовных потребностей, эстетических, художественных, музыкальных вкусов «другого» (группы, общности, народности);
  • в актуализации и развитии в личности толерантного отношения к своей и иной музыкальной культуре, проявляющегося в эмоциональной устойчивости, эмпатии, гибкости мышления и диалогичности, самоконтроля саморегуляции;
  • в опоре на учет социально-психологических факторов, влияющих на проявление этнокультурной толерантности-интолерантности в процессе общения с иными музыкальными культурами и их представителями.

Важнейшими педагогическими условиями формирования этнокультурной толерантности учащихся в процессе уроков музыки являются:

  • включение в репертуар музыкальных занятий подлинно художественных народных, классических и современных произведений разных стран, способных вызвать у учащихся активный интерес и чувство эмпатии;
  • создание необходимой эмоционально-творческой атмосферы и поликультурной среды, в которой развиваются отношения с музыкальной культурой разных народов;
  • художественная направленность коммуникативной деятельности учителя музыки и учащихся;
  • активная музыкально ориентированная полихудожественная деятельность учащихся на основе познания различных этнокультурных обычаев и традиций.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)