Значение наглядного материала в работе
Принцип наглядности – один из принципов дидактики. Указания о необходимости широкого использования наглядного материала в процессе обучения и воспитания можно найти в программе, предназначенной для любого образовательного учреждения.
Разработка теории наглядности обучения в России связана с именами русских ученых и педагогов М. В. Ломоносова (1711- 1765), Н. И. Пирогова (1810- 1818), К. Д. Ушинского (1824- 1870) и др.
Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Я.А. Коменский в 17в. «Мир чувственно – воспринимаемых вещей в картинках» – само название одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика.
К.Д. Ушинский дал глубокое психологическое обоснование наглядности обучения. Ученый значительно обогатил методику наглядного обучения, разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями.
В.В. Плодовцев обосновал роль наглядности в выборе методов обучения. Б.Е. Райков создал первую классификацию средств обучения. Наглядность как средство обучения предназначена для создания у учащихся статистических и динамических образов. Наглядные средства могут служить основой для самостоятельной работы учащихся.
Наглядные средства наиболее успешно решают следующие дидактические задачи:
- способствуют развитию наглядно-образного мышления;
- выступают в роли средства активации внимания при усвоении любого учебного материала;
- позволяют конкретизировать изучаемые теоретические вопросы;
- расширяют сферу показа практического применения изучаемого материала;
- создают возможность для моделирования ряда процессов и явлений, не доступных непосредственному наблюдению;
- наглядно систематизирует и классифицируют изученные явления при помощи схем, таблиц и пр.;
- содействуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;
позволяют получать информацию о степени усвоения учебного материала.
Иллюстративный материал рекомендуется использовать:
- для изучения вопросов, трудных для понимания и требующих дополнительного наглядного разъяснения;
- обобщений и систематизации тематических смысловых блоков.
- общего «оживления» учебного материала;
- повышения мотивации.
Сущность наглядности. Наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения; есть показатель простоты и понятности этого образа и зависит наглядность образа от особенностей личности, от уровня развития ее познавательных способностей, от ее интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ данного объекта.
Функции наглядности:
- помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;
- формирует у учащихся визуальную и слуховую культуру;
- дает учителю обратную информацию: по западным вопросам учащимся можно судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути явления.
- Коммуникативная культура руководителя коллектива
- Учебно-воспитательная и творческая работа руководителя хореографического коллектива
- Требования к профессиональным качествам руководителя НХТ
- Педагогическое мастерство и его компоненты
- Творческая работа руководителей хореографических коллективов
- Педагогическая деятельность в педагогической системе
- Структура педагогической системы
- Понятие педагогической системы и её структура
- Понятие педагогической деятельности, её структура и цель
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу